Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 13.05.2020, опубликован на сайте 18.05.2020 под номером 87660, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

                Дело № 3а-163/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

13 мая 2020 года                                                                               г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  общества с ограниченной ответственностью ТЭК «Семь горизонтов» к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

общество с ограниченной ответственностью ТЭК «Семь горизонтов» обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости:

- земельного участка, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***;

- здания, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными объектами недвижимости истец владеет на праве собственности, является плательщиком земельного налога и налога на имущество, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** - по состоянию на 1 января 2011 г. – 10 167 264 руб. 29 коп., здания с кадастровым номером *** по состоянию на 17 ноября 2011 г. – 18 705 172 руб.   01 коп.

Согласно отчетам независимого оценщика об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 28 января 2020 г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. определена в 4 824 715 руб., здания по состоянию на 17 ноября 2011 г. – в 7 042 522 руб. 45 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как владельца объектов, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

В связи с этим административный истец просил восстановить срок для подачи административного искового заявления об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В судебное заседание участники процесса не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В письменных возражениях на иск представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» указал на то, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, поставлен на государственный кадастровый учет 25 ноября 2010 г.

29 февраля 2012 г. в кадастр недвижимости в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 10 167 264 руб. 29 коп. Дата определения кадастровой стоимости – 1 января 2011 г.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ульяновской области.  Внесение в кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости произведено на основании акта органа государственной власти.

В письменных возражениях на административный иск Управление Росреестра по Ульяновской области указало на то, что разрешение дела об установлении рыночной стоимости объектов недвижимости направлено на определение наиболее экономически обоснованной стоимости объектов оценки, не предполагает опровержение достоверности кадастровой стоимости. Считает Управление ненадлежащим ответчиком  по делу.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что ООО ТЭК «Семь горизонтов» является собственником земельного участка с кадастровым номером *** и здания с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на      1 января 2011 г. в размере 10 167 264 руб. 29 коп. на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» (Приложение № 22, строка 9031, № п/п 17712). Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 29 февраля 2012 г.

Кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 17 ноября 2011г. в размере 18 705 172 руб. 01 коп. на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 481-П от 12 октября 2012 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области». (Приложение № 22, строка 36550, № п/п 71923). Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости здания – 1 ноября 2012 г.

4 февраля 2020г. ООО ТЭК «Семь горизонтов» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области по вопросу пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости. Однако в связи с истечением предусмотренного законом 5-летнего срока для оспаривания результатов кадастровой оценки истцу было сообщено о  невозможности принятия его заявления  к рассмотрению Комиссии. 

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая приведенные выше даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости на момент обращения административного истца с настоящим иском в суд (2 марта 2020 г.) истек.

Вместе с тем суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость объектов недвижимости, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Кроме того, общество стало собственником объектов недвижимости в декабре 2019г.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью объектов недвижимости,  определенной на основании представленных истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 079/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: Ульяновская ***, по состоянию на 1 января 2011 г., составляет 4 892 420 руб.

Рыночная стоимость здания с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 17 ноября 2011 г.,  составляет 7 254 995 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

В данном случае суд полагает необходимым установить кадастровую  стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в размере, определенном заключением судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью ТЭК «Семь горизонтов» о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости  удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 г.,  в размере 4 892 420 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 17 ноября 2011 г.,  в размере 7 254 995 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 4 февраля 2020 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами *** и ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              Н.А. Пулькина