Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Квалификация оставлена без изменений, смягчено наказание ввиду исключения отягчающего наказание обстоятельства
Документ от 13.05.2020, опубликован на сайте 14.05.2020 под номером 87655, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 162 ч.3, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ квалификации: СО СМЯГЧЕНИЕМ наказания

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Мартышев П.В.

                    Дело № 22-815/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

                          13 мая 2020 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:  председательствующего Сенько С.В.,

судей Русскова И.Л. и Давыдова Ж.А.,

с участием прокурора Леванова О.В.,

осужденного Свистунова Н.В.,

его защитника - адвоката Медведкина И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Шайхутдиновой К.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Свистунова Н.В., апелляционному представлению государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Карсунского района Ульяновской области Козлова А.В. на приговор Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 февраля 2020 года, которым

 

СВИСТУНОВ Николай Владимирович,

***, ***, ***, ***, ***, ***, ранее судимый:

- 15 апреля 2014 года Майнским районным судом Ульяновской области по ч.ч. 2 и 3 ст. 162,  с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ к 5 годам

лишения свободы;

- 26 августа 2016 года Майнским районным судом Ульяновской области по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ окончательно к 5 годам 3 месяцам лишения свободы, освобожден 8 июля 2019 года по отбытии наказания,

 

осужден по ч. 3 ст. 162 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок  8 лет с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Постановлено:

- срок наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу;

- в соответствии с п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей с 30 октября 2019 года по день вступления приговора в законную силу зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима с учетом положений ч. 3.3 ст. 72 УК РФ;

- меру пресечения осужденному Свистунову Н.В. в виде содержания под стражей до вступления приговора в законную силу оставить без изменения;

- взыскать со Свистунова Н.В. в пользу потерпевшей П*** компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей;

- взыскать со Свистунова Н.В. в доход федерального бюджета 7 895 рублей в возмещение средств, затраченных на оплату услуг адвоката.

 

Приговором решен вопрос о вещественных доказательствах.

 

Заслушав доклад председательствующего, выступления участников процесса, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Свистунов Н.В. признан виновным в разбое, то есть в нападении в целях хищения чужого имущества, совершенном с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище.    

 

Преступление совершено в дневное время 30 октября 2019 года в д. П*** Карсунского района Ульяновской области в отношении П***. и несовершеннолетней П*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе осужденный Свистунов Н.В. считает приговор незаконным, необоснованным и несправедливым. Не согласен с квалификацией действий, поскольку по заключению судебно-медицинской экспертизы П*** были причинены телесные повреждения, не расценивающиеся как вред здоровью. Статус несовершеннолетней П*** как свидетеля определен неверно, поскольку она являлась соучастником преступления. Суд не дал должной оценки оглашенным показаниям и неявке этого свидетеля в судебное заседание. Просит отменить приговор.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель – старший помощник прокурора Карсунского района Ульяновской области Козлов А.В. считает приговор незаконным, необоснованным. В нарушение ст.ст. 299, 307 УПК РФ суд недостаточно мотивировал квалификацию преступления, а также вид и размер назначенного наказания. При постановлении приговора был нарушен уголовно-процессуальный закон и неправильно применен уголовный закон, что в соответствии со ст. 389.15 УПК РФ является основанием для его отмены. Просит приговор отменить и постановить новый обвинительный приговор.

 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

- прокурор Леванов О.В. поддержал доводы апелляционного представления и просил их удовлетворить, возражал по доводам апелляционной жалобы осужденного;

- осужденный Свистунов Н.В. и адвокат Медведкин И.А. поддержали доводы апелляционной жалобы и представления.

 

Изучив материалы дела, доводы апелляционных представления и жалобы, выслушав выступления участвующих лиц, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению ввиду неправильного применения уголовного закона и существенного нарушения уголовно-процессуального закона.

 

Выводы суда о виновности осужденного Свистунова Н.В. в разбойном нападении подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, подробный анализ которым дан в приговоре.

 

Показаниями потерпевшей П*** о приходе к ней в дом незнакомца  в маске, перчатках, нападении сначала на  несовершеннолетнюю дочь, потом на неё, нанесении ей ударов по лицу, груди, приставлении ножа к горлу и требовании денег.

 

Показаниями малолетней П*** о нападении на неё грабителя, удерживавшего её за шею и закрывавшего рукой рот. Когда он от неё направился к матери, она вызвала подмогу (т.1 л.д. 75-77).

 

Показаниями П***, П*** о преследовании и задержании Свистунова Н.В., в котором П*** опознала грабителя.

 

Показания П*** о наличии у осужденного перчаток, маски и ножа подтверждаются: 

- протоколом осмотра жилища потерпевшей, в котором обнаружен фрагмент от резиновой перчатки, чулка, след обуви, нож (т.1 л.д.12-27);

- заключением судебно-биологической экспертизы, по выводам которой на чулке, перчатке обнаружены биологические следы Свистунова Н.В. (т.1 л.д. 176-186);

- заключением судебно-трасологической экспертизы, по выводам которой след подошвы обуви в доме потерпевшей оставлен  осужденным (т.1 л.д.160-163).

 

Применение  к П*** насилия подтверждается заключением судебно-медицинской экспертизы, обнаружившей у неё поверхностные ссадины левой височной области, левой скуловой области, образовавшиеся от двукратного воздействия тупого твердого предмета, могли образоваться при обстоятельствах, изложенных П***,  и расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью человека (т.1  л.д. 149).

 

Обоснованно признаны достоверными показания потерпевших об обстоятельствах нападения на них осужденного с ножом, поскольку являются последовательными,   подтверждены при очной ставке со Свистуновым Н.В., согласуются с приведенными в приговоре доказательствами. 

 

Из оглашенных в порядке ч.6 ст. 281 УПК РФ с согласия сторон показаний несовершеннолетней П*** следует, что Свистунов Н.В. совместно с ней для хищения денег подъехали на такси к дому потерпевших. В него Николай отлучался один, по пути домой были остановлены П*** и вдвоем со Свистуновым Н.В. доставлены в дом потерпевших (т.1 л.д. 84-85).

 

Вопреки доводам  Свистунова Н.В. оснований не доверять показаниям П*** (*** года рождения) у суда не имелось, поскольку она была хороша знакома с ним и повода для оговора не имела. Факт непривлечения П*** к уголовной ответственности, несмотря на то, что именно от неё поступила информация  о доме, где возможно похитить деньги, совместной поездке к нему, также не свидетельствует о ложности её показаний по изложенным основаниям. Уголовное дело рассмотрено с учетом положений ст. 252 УПК РФ в пределах предъявленного   Свистунову Н.В. обвинения.

 

Оглашение в судебном заседании показаний несовершеннолетних свидетелей   П*** (*** года рождения)  и П*** (*** года рождения) без вызова их в судебное заседание  проведено  в соответствии с требованиями ч.6 ст. 281 УПК РФ, с согласия сторон, в том числе и осужденного, который не ходатайствовал  об их повторном допросе. А потому его доводы в апелляционной жалобе о нарушении судом требований уголовно-процессуального закона не подлежат удовлетворению.

 

Кроме того, в обоснование своего решения о виновности Свистунова  Н.В. в совершенном преступлении суд сослался на показания сотрудника полиции Б***, показавшего в судебном заседании и на предварительном следствии, что доставленный в отдел полиции осужденный  рассказал ему о разбойном нападении на П***, в том числе ребенка, применении при этом ножа.

 

Между тем, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. № 44-О, недопустимо воспроизведение в ходе судебного разбирательства содержания показаний подозреваемого, обвиняемого, данных в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника и не подтвержденных им в суде, путем допроса в качестве свидетеля  сотрудника полиции о содержании показаний, данных в ходе досудебного производства подозреваемым или обвиняемым, восстанавливать содержание этих показаний вопреки закрепленному в п. 1 ч. 2 ст. 75 УПК РФ правилу. Показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника и не подтвержденные им в суде, относятся к недопустимым доказательствам. Тем самым закон исключает возможность любого, прямого или опосредованного, использования содержащихся в них сведений.

 

Признав в судебном заседании  свою виновность в совершении преступления, Свистунов Н.В. отказался от дачи показаний. При оглашении  протоколов его допросов на предварительном следствии, где он также не давал показаний о фактических обстоятельствах, он подтвердил  их в полном объеме при наличии существенных противоречий: в части полного признание вины  по предъявленному обвинению и непризнание таковой в полном объеме, в том числе на очной ставке с потерпевшей.  В апелляционной жалобе и в суде апелляционной инстанции Свистунов Н.В. также оспаривал фактические обстоятельства содеянного.

 

В связи с изложенным, показания свидетеля  Б*** относительно сведений, которые ему стали известны из беседы со Свистуновым Н.В. в отсутствие защитника, не моли быть использованы в качестве доказательства виновности осужденного  и подлежат исключению из числа доказательств по делу.

 

Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, исключение из числа доказательств показаний указанного свидетеля не влияет на правильность выводов суда о виновности Свистунова Н.В., поскольку имеется совокупность иных доказательств, приведенных в приговоре, соответствующих требованиям ст. ст. 87, 88 УПК РФ и оцененных в приговоре.

 

Вопреки доводам жалобы фактические обстоятельства дела судом установлены правильно и полно изложены в приговоре, действиям осужденного   дана правильная квалификация по ч. 3 ст. 162 УК РФ как разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, с незаконным проникновением в жилище.

 

Выводы суда о квалификации действий осужденного, имеющихся квалифицирующих признаках подробно мотивированы в приговоре, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется. А доводы апелляционного представления в этой части не подлежат удовлетворению.

 

Позиция осужденного о неправильной квалификации его действий ввиду  отсутствия серьезных последствий у потерпевших, отсутствие у него ножа, не подлежат удовлетворению.

 

В  соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 года № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» насилием, опасным для жизни и здоровья, является также насилие, которое хотя и не причинило вред здоровью потерпевшего, но в момент применения создавало реальную опасность для его жизни или здоровья.

 

Судом правильно установлено, что Свистунов Н.В. нанес  не менее двух ударов   по голове потерпевшей, приставлял нож к  шее, а также рукой держал за шею её несовершеннолетнюю дочь, что создавало реальную опасность для их жизни и здоровья.

 

При таких обстоятельствах оснований для переквалификации действий Свистунова Н.В. судебная коллегия не усматривает.

 

В приговоре отражены все данные о личности осужденного, подлежавшие учету при назначении наказания.

 

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание, учтено  полное признание вины, раскаяние в содеянном, принесение извинений потерпевшим, состояние здоровья осужденного. Отсутствуют данные для признания в качестве смягчающих наказание иных, не указанных в приговоре обстоятельств.

 

Обстоятельством, отягчающим наказание Свистунова Н.В., в соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 63 УК РФ признано совершение им преступления в отношении малолетнего.

 

Выводы суда первой инстанции о необходимости назначения осужденному наказания в виде реального лишения свободы, об отсутствии оснований для применения положений ст. 73 УК РФ об условном осуждении, для изменения категории преступления, равно как и исключительных для применения положений ст. 64 УК РФ, в приговоре надлежащим образом мотивированы и сомнений в своей обоснованности не вызывают.

 

Вид исправительного учреждения Свистунову Н.В. назначен верно с учетом положений п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.

 

Гражданский иск потерпевшей П*** о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, рассмотрен с соблюдением требований закона.

 

В силу ч. 4 ст. 42 УПК РФ  по иску потерпевшего о возмещении в денежном выражении причиненного ему морального вреда размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

 

Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также с учетом степени вины причинителя вреда. При этом должны учитываться требования разумности и справедливости, материальное положение виновного.

 

Указанные нормы судом при разрешении гражданского иска соблюдены.

 

Определяя размер денежной компенсации морального вреда, суд принял во внимание все обстоятельства, установленные материалами уголовного дела, оценил характер и степень причиненных как П***, так и её малолетней дочери П*** (*** года рождения)  нравственных и физических страданий осужденным.

 

С учетом изложенного и вопреки доводам апелляционной жалобы осужденного оснований для отмены либо изменения судебного решения в части разрешения гражданского иска не имеется.

 

Вместе с тем судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению в связи с нарушениями требований ст. 307 УПК РФ и Общей части УК РФ.

 

На основании п. п. 3 и 4 ст. 307 УПК РФ описательно-мотивировочная часть обвинительного приговора должна содержать указание на обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению уголовного наказания.

 

Исходя из вышеуказанных положений закона, суд в приговоре должен привести мотивы, по которым считает необходимым признать отягчающим наказание обстоятельством совершение преступления в отношении малолетнего.

 

Согласно действующему законодательству, малолетними признаются лица возрастом до 14 лет.

По смыслу закона, совершение преступления в отношении малолетнего может быть признано отягчающим обстоятельством только когда виновный осознает, что он совершает преступление в отношении малолетнего и желает реализовать свой преступный умысел именно в отношении такого лица.

 

Между тем, суд первой инстанции мотивировал в приговоре признание данного обстоятельства отягчающим наказание лишь констатацией возраста  потерпевшей.

 

При этом ни в ходе судебного разбирательства, ни на предварительном следствии не выяснялся вопрос, осознавал ли Свистунов Н.В. малолетний возраст потерпевшей, визуально  выглядела ли  заведомо не достигшей 14 лет. Свистунов Н.В. в дом к П*** пришел впервые с маской на голове. Увидев П*** в коридоре, сразу напал на неё, схватил за шею и закрывал рот рукой. Когда та стала кричать, сразу отпустил её и стал применять насилие к матери, требуя деньги у последней.

 

В силу ст. 252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению (часть первая); изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (часть вторая). Обвинение, которое подлежит рассмотрению судом, формулируется на заключительном этапе предварительного расследования - при его окончании и составлении обвинительного заключения в соответствии со статьей 215 УПК РФ (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2008 года № 857-О-О). При этом УПК РФ прямо устанавливает, что отягчающие обстоятельства подлежат доказыванию при производстве по уголовному делу (п. 6 ч. 1 ст.73) и должны быть указаны в обвинительном заключении (п.7 ч. 1 ст. 220).

 

Окончательно вопрос о наличии отягчающих обстоятельств, которые учитываются при назначении наказания (ч. 3 ст. 60 УК РФ), разрешается судом при постановлении приговора (п. 6 ч. 1 ст. 299 УПК РФ), о чем указывается в его описательно-мотивировочной части (п. 3 ст. 307 УПК РФ) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2010 года № 529-О-О, от 20 октября 2011 года № 1344-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2336-О, от 16 июля 2013 года № 1153-О, от 24 сентября 2013 года № 1301-О, от 25 сентября 2014 года № 1911-О и от 26 января 2017 года № 119-О).

 

Из обвинения, предъявленного Свистунову Н.В., следует, что нападение им осуществлено на несовершеннолетнюю П*** Таким образом, в судебном заседании осужденный лишен был возможности защищаться от обвинения в части нападения на малолетнюю потерпевшую.

 

При таких обстоятельствах из приговора подлежит исключению на признание отягчающим наказание обстоятельством совершение преступления в отношении малолетнего, что влечет смягчение наказания.

 

Иных оснований для удовлетворения апелляционных жалобы, представления и изменения либо отмены приговора не установлено.

 

Руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.26, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 февраля 2020 года в отношении осужденного Свистунова Николая Владимировича изменить:

- исключить из описательно-мотивировочной части указание о признании обстоятельством, отягчающим наказание, совершение преступления в отношении малолетнего и смягчить назначенное Свистунову Н.В. наказание до 7 лет 6 месяцев лишения свободы;

- исключить из числа доказательств показания свидетеля Б*** в судебном заседании и на л.д. 219-221 т.1.

 

В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционные представление и жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи