Судья В.И. Рыбалко Дело № 44-Г-***
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск 8 февраля 2007 года
Президиум Ульяновского областного суда в составе:
председателя Парфенова А.А.
и членов президиума Тураевой Л.П., Шамова А.В., Жаднова
Ю.М., Ермохиной Т.Н., Смолкиной Л.М.,
по докладу судьи областного суда Нестеровой Е.Б.,
рассмотрев по надзорной жалобе военного комиссара
Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от
04.03.2005 года дело по иску А*** к Военному
комиссариату Ульяновской области об оспаривании действий военного комиссара
Ульяновской области,
У С Т А Н О В И Л:
А*** обратился в суд с иском
к Военному комиссариату Ульяновской области об оспаривании действий
военного комиссара Ульяновской области. В обоснование иска указал, что является
инвалидом III группы
вследствие исполнения обязанностей военной службы в связи с участием в
ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет соответствующие
льготы, что подтверждается удостоверением серии *** № ***. Полагает, что имеет
право на льготы, указанные в ч.3 ст. 14 ФЗ «О ветеранах», однако ответчик в
добровольном порядке отказывается предоставлять ему соответствующее
удостоверение.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от
04.03.2005 года исковые требования удовлетворены. Признан незаконным отказ
Военного комиссариата Ульяновской области в выдаче А*** «Удостоверения инвалида
о праве на льготы», дающего право на льготы, предусмотренные для инвалидов
Великой Отечественной войны как лицу, получившему увечье при исполнении
обязанностей военной службы, связанных с аварией на Чернобыльской АЭС.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
В надзорной жалобе военный комиссар Ульяновской области
просит отменить судебное постановление и вынести новое решение, которым в иске
отказать.
Судьей Верховного Суда Российской Федерации Кеба Ю.Г.
31.10.2006 года вынесено определение о передаче дела для рассмотрения по
существу в президиум Ульяновского областного суда на предмет отмены
состоявшегося решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы,
заслушав объяснения истца А*** и его представителя, президиум находит жалобу
подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ
основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Как следует из материалов дела, А***, являясь
военнослужащим, был направлен в 1986 году для участия в ликвидации последствий
катастрофы на Чернобыльской АЭС. Согласно справке Бюро медико-социальной
экспертизы от 09 сентября 2000 года истцу установлена III группа инвалидности, причиной
которой является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы
в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст. 5 ФЗ от 12.01.1995 года № 5 – ФЗ «О
ветеранах», ветеранами военной службы являются, в том числе, военнослужащие,
ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания,
полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Данная норма
называет в качестве субъектов, которым устанавливается звание «Ветеран военной
службы», военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.
В соответствии с п.3 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995
года «О ветеранах» (с последующим изменениями) меры социальной поддержки,
предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц
рядового начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной
противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы,
ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при
исполнении обязанностей военной службы.
Определение причинной связи увечий, заболеваний у
военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с
Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением
Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 года № 123.
Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий,
заболеваний с прохождением военной службы содержатся в п. 41 раздела 7
вышеназванного Положения.
Так, в соответствии с подпунктом «а» данного пункта, если
увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы
(служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о
причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой «военная травма». Если же
заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении
работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу
подпункта «г» этого же пункта причинная
связь устанавливается с формулировкой «заболевание, радиационно обусловленное,
получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в
связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
Формулировки причин инвалидности, которые применяются
Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы,
содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 15.04.2003 года № 17.
Согласно п.7 данного разъяснения, если инвалидность
военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или
заболевания, полученных при защите
Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением
военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия,
или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности
определяется с формулировкой «военная травма».
Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на
Чернобыльской АЭС определяется Федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской
Федерации от 15.05.1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и пунктами
9-12 Разъяснения от 15.04.2003 года № 17 с иными формулировками, например,
«Заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных
обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС».
Таким образом, действующим законодательством формулировки
причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано
повреждение здоровья.
Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые
инвалидам войны в силу п.3 ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года «О ветеранах» (с
последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами
вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей
военной службы (служебных обязанностей), т.е. при наличии формулировки
инвалидности «военная травма», то на граждан, которым установлена формулировка
причины инвалидности, обусловленная катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные
льготы не распространяются.
Кроме того, суд не принял во внимание, что «Удостоверение
инвалида о праве на льготы» было установлено Положением о льготах для инвалидов
Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным
постановлением Совета Министров СССР от 23.02.1981 года № 209.
Согласно п.27 данного Положения льготы для инвалидов
Отечественной войны предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие
ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении
иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с
пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан
гражданской войны. Данным лицам также выдавалось «удостоверение инвалида войны
о праве на льготы».
Суду при разрешении заявленного иска следовало иметь ввиду,
что на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория
инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы отсутствовала, а
также то, что в действующем законодательстве отсутствует норма о
распространении Положения о льготах для
инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц,
принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.
Поскольку при разрешении спора суд не учел вышеприведенных
требований нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, то вывод
суда о том, что граждане, ставшие инвалидами с
причиной заболевания «Заболевание получено при исполнении обязанностей военной
службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» могут быть отнесены к гражданам,
которым выдается «удостоверение инвалида о праве на льготы», является
преждевременным.
В связи с тем, что при рассмотрении дела судом допущены
существенные нарушения норм материального права, решение не может считаться
законным и обоснованным. Поэтому оно подлежит отмене, а дело – направлению на
новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 390, 391
Гражданского процессуального кодекса РФ, президиум
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04.03.2005
года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председатель А.А. Парфенов