Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О пересмотре кадастровой стоимости земельного участка
Документ от 23.04.2020, опубликован на сайте 29.04.2020 под номером 87539, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-135/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

23 апреля 2020 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Виноградова Юрия Евгеньевича к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

Виноградов Ю.Е. обратилась в суд с административным исковым заявлением  о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка, площадью 1313 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что он является сособственником указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** утверждена в размере  1 976 813 руб. 41 коп.

Согласно отчету № 21/01-2020 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненному ООО «Инфо-Центр Аудит», рыночная стоимость указанного земельного участка на 11 апреля 2019 года составляет 939 280 руб. 81 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости  нарушает его права, как налогоплательщика, так как влечет уплату земельного налога в завышенном размере.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***  равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 апреля 2019 года в размере  870 519 руб., а также просил взыскать судебные расходы по оплате досудебной экспертизы в размере 30 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 12 000 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованного лица администрация муниципального образования «город Ульяновск»

Административный истец Виноградов Ю.Е., его представитель Ганиев М.И. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела судом извещены.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в предварительное судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав, осуществляя внесение сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости  земельного участка на основании акта органа государственной власти, поступившего в установленном законом порядке, права и законные интересы административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право истца на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель Правительства Ульяновской области, администрации г.Ульяновска, Глухаркина С.К. в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Виноградову Ю.Е. принадлежит на праве общей долевой собственности ½ доля объекта недвижимости - земельного участка, площадью 1313 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***.

Из выписки из ЕГРН в отношении указанного объекта недвижимости и возражений на административный иск ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером  *** определена по состоянию на 11 апреля 2019 года в размере 1 976 813 руб. 41 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 11 апреля 2019 года, следовательно, пятилетний срок к моменту обращения в суд с вышеуказанным иском не истек.

Учитывая разницу рыночной стоимости участка, определенную на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимости, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 067/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка, площадью 1313 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: *** по состоянию на 11 апреля 2019 года составляет 870 519 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц  заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненное требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Административным истцом заявлено требование о возмещении понесенных им судебных расходов по оплате досудебной оценки   земельного участка в размере 30 000 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходов по оплате услуг представителя в размере 12 000 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела, которые включают суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей (пункты 1, 4 статьи 106 КАС РФ).

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Как указано в статье 112 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом при подаче рассматриваемого искового заявления была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., указанные судебные  расходы с учетом удовлетворения иска Виноградова Ю.Е. подлежат возмещению.

Как следует из материалов дела, административным истцом также понесены расходы на оплату услуг представителя в общей сумме 12 000 руб.

Факт оказания услуг представителем подтверждается доверенностью, оформленной на имя Ганиева М.И., который подготовил административный иск с соответствующим материалом,  подготовил уточнение административных исковых  требований.

В соответствии с разъяснением постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Учитывая сложившиеся на рынке юридических услуг расценки в Ульяновской области, юридическую сложность административного дела, объем подготовленного и собранного материала,  суд считает разумными, подлежащими возмещению расходы в размере 3000 руб.

Как следует из материалов дела, административным истцом были понесены расходы за составление отчета № 21/01-2020 об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненного  ООО «Инфо-Центр Аудит», в сумме 30 000 руб.

В пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что в случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек.

В этой связи расходы, понесенные истцом за составление отчета об оценке, суд признает судебными издержками, которые подлежат возмещению, поскольку обязанность административного истца представить в суд отчет о рыночной стоимости предусмотрена статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Экспертной организацией АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» заявлено ходатайство о взыскании в её пользу  стоимости производства судебной экспертизы в размер 25 000 руб., проведенной на основании определения Ульяновского областного суда от 27 февраля 2020 года.

Судом по настоящему делу была назначена судебная экспертиза для решения вопроса о размере рыночной стоимости объекта недвижимости, производство которой было поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск». Судом предварительная оплата расходов по производству экспертизы была возложена на административного истца, который не произвел ее оплату.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления, учитывая, что рыночная стоимость земельного участка, установленная судом по результатам судебной экспертизы,  значительно ниже его кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017 года, стоимость производства судебной экспертизы в размере 25 000 руб. подлежит  взысканию в пользу АНО «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» с надлежащего ответчика.

Как разъяснено в пунктах 7, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12 мая 2015 г. № П/210 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Из изложенного следует, что определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, поставленных на государственный кадастровый учет, и ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости после даты массовой государственной кадастровой оценки осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по правилам статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ.

Применительно к таким объектам недвижимости именно учреждение является органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, и, как следствие, надлежащим административным ответчиком по административным делам об установлении их кадастровой стоимости в размере рыночной, на которого должна быть возложена обязанность возместить понесенные административным истцом судебные расходы.

Земельный участок, площадью 1313 кв.м, кадастровый номер ***, расположенный по адресу: ***, является вновь учтенным, он был поставлен на кадастровый учет 11 апреля 2019 года, то есть уже после даты массовой государственной кадастровой оценки.

Согласно возражениям на административный иск ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости была рассчитана филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере    1505,57 руб./кв.м, и составила 1 976 813 руб. 41 коп.

Данное обстоятельство также подтверждаются актом  определения кадастровой стоимости земельных участков от 11 апреля 2019 года.

Исходя из изложенного органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в данном случае является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Виноградова  Ю.Е. судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., по оплате досудебной оценки  земельного участка в размере 30 000 руб., по оплате услуг представителя в размере 3000 руб. и в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» стоимости производства судебной экспертизы в размере 25 000 руб.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Виноградова Юрия Евгеньевича о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, площадью 1313 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: Ульяновская область,  г.Ульяновск, равной его рыночной стоимости по состоянию на 11 апреля 2019 года в размере 870 519 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 7 февраля 2020 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу Виноградова Юрия Евгеньевича судебные расходы в размере  33 300 руб.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск» стоимость производства судебной экспертизы в размере 25 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                              О.Е.Кинчарова