Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании социальной выплаты
Документ от 24.03.2020, опубликован на сайте 14.04.2020 под номером 87431, 2-я гражданская, о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мяльдзина С.Н.                                                                   Дело № 33-1298/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  24 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2498/19 по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 декабря 2019 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований администрации Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области к Бородиной Марии Анатольевне о взыскании социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 72 520 руб., в том числе средств федерального бюджета в размере 38 171 руб.18 коп., средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 33 986 руб.22 коп., средств местного бюджета в размере 362 руб., полученных на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № 10 от 06 июня 2018 года, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Бородиной М.А., Бородина А.М., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее администрация МО «Цильнинский район») обратилась в суд с иском к Бородиной М.А. о взыскании части социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Иск мотивирован тем, что 02.03.2017 Бородина М.А. обратилась в администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области с заявлением о включении её семьи в состав участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Протоколом заседания рабочей комиссии администрации МО «Цильнинский район» от 29.03.2018 № 5 Бородина М.А. была включена в список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по муниципальному образованию «Цильнинский район», согласно доведенным лимитам на 2018 год.

06.06.2018 Бородина М.А. получила свидетельство № *** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, по которому получила социальную выплату в размере 705 600 руб., из которых: средства федерального бюджета - 371 396 руб., средства бюджета субъекта РФ - 330 676 руб., средства местного бюджета - 3 528 руб.

Денежные средства в вышеуказанной сумме с банковского счета Бородиной М.А. были направлены на счет продавца в счет оплаты по договору купли-продажи квартиры от 03.10.2018.

Срок действия вышеуказанного свидетельства № *** составляет один год с даты его выдачи, то есть до 06.06.2019. Срок для оформления жилого помещения в общую собственность всех членов семьи Бородиной М.А. – 06.08.2019.

Бородина М.А. приобрела жилое помещение общей площадью 64,6 кв.м (расчетная норма на семью из 4-х человек – 72 кв.м). При расчете размера социальной выплаты за фактически приобретенное жилое помещение разница в размере составила 72 520 руб.

18.06.2019 в адрес Бородиной М.А. было направлено письмо с требованием о возврате в бюджет излишне перечисленных средств в размере 72 520 руб. в срок до 18.07.2019. Однако данное требование Бородиной М.А. не исполнено.

В связи с чем истец полагает, что у него возникло право требовать возврата части предоставленной социальной выплаты.

Просила взыскать с Бородиной М.А. в пользу администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области денежные средства в размере 72 520 руб., полученные согласно свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № *** от 06.06.2018, из которых: средства федерального бюджета - 38 171 руб.18 коп., средства бюджета субъекта РФ – 33 986 руб.22 коп., средства местного бюджета – 362 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Ульяновской области, Финансовое управление администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области, Бородин А.М.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Цильнинский район» просит отменить решение суда, удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы указывает доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Ссылаясь на п.п. «в» п. 9 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, указывает, что расчетная норма на семью Бородиных составом из 4 человек составляет 72 кв.м, однако Бородина М.А. приобрела жилое помещение меньшей площадью 64,6кв.м. До настоящего времени последней не были приняты меры по увеличению жилой площади квартиры, в связи с чем полагает, что заявленная в исковом заявлении сумма должна быть взыскана с ответчика.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 02.03.2017 Бородина М.А. обратилась в администрацию МО «Цильнинский район» Ульяновской области с заявлением о включении её в состав участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 годы и на период до 2020 года».

Протоколом заседания рабочей комиссии администрации МО «Цильнинский район» от 29.03.2018 № *** семья Бородиной М.А. (в составе 4-х человек) была включена в список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по муниципальному образованию «Цильнинский район», согласно доведенным лимитам на 2018 год.

06.06.2018 Бородиной М.А. было выдано свидетельство № *** о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, по которому она получила социальную выплату, исходя из состава семьи 4 человека, в размере 705 600 руб., из которых: средства федерального бюджета – 371 396 руб., средства бюджета субъекта РФ – 330 676 руб., средства местного бюджета – 3 528 руб.

По договору купли-продажи от 03.10.2018 Бородина М.А., действующая за себя и своих несовершеннолетних детей – Б*** К.А. и Б*** А.А., Б*** А.М. приобрели в общую долевую собственность в равных долях (по ¼ доле) квартиру площадью 64,6 кв.м, расположенную по адресу: ***, стоимостью 1 200 000 руб.

Право собственности Бородиной М.А., Б*** А.М., Б*** К.А., Б*** А.А. на вышеуказанную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 30.10.2018 внесены соответствующие записи.

Учитывая, что размер социальной выплаты за фактически приобретенное истицей жилое помещение менее полученной истицей социальной выплаты (разница в размере составляет 72 520 руб.), 18.06.2019 в адрес Бородиной М.А. было направлено требование о возврате в бюджет излишне перечисленных средств в срок до 18.07.2019.

Поскольку данное требование Бородиной М.А. не исполнено, администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области обратилась в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что истица намерена увеличить площадь квартиры путем перепланировки и переустройства лоджии, возможность увеличения площади жилого помещения до размера, установленного п. 13 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, Бородиной М.А. не утрачена.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (далее – ФЦП) «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», которая действовала до 01 января 2018 года.

Реализация мероприятий названной ФЦП в настоящее время осуществляется в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1544.

Основными задачами ФЦП являлись: удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье; повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 года также было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к ФЦП), которым установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее – Типовое положение).

В соответствии с п. 2 Типового положения социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Согласно п. 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на приобретение жилого помещения в сельской местности (п.п. «а»).

В п. 9 Типового положения указано, что жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: а) пригодным для постоянного проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.

Соответствие жилого помещения указанным в пункте 9 настоящего Типового положения требованиям устанавливается комиссией, созданной органом местного самоуправления, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (п. 10 Типового положения).

В соответствии с абзацем 2 пункта 15 Типового положения, в случае, если общая площадь приобретаемого жилья меньше размера, установленного для семей разной численности площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической площади жилья.

Приказом от 06.07.2017 № 55 Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области «Об утверждении на 2018 год стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории Ульяновской области для расчета размера социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданами Российской Федерации, проживающими в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим или работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там» на 2018 год утверждена стоимость 1 кв.м общей площади жилья в сельской местности на территории Ульяновской области в размере 14 000 руб.

Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация МО «Цильнинский район» указала, что размер социальной выплаты Бородиной М.А., с учетом площади приобретенного ей жилого помещения (64,6 кв.м), должен составлять 633 080 руб., в связи с чем разница 72 520 руб. (705 600 руб. – 633 080 руб.) подлежит возврату в бюджет.

Как установлено судом первой инстанции, 18.11.2019 Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области Бородиной М.А. отказано в выдаче разрешения на реконструкцию многоквартирного жилого дома (перепланировка и переустройство лоджии) по адресу: ***. Истица намерена обжаловать данный отказ.

В суд апелляционной инстанции истицей представлен градостроительный план земельного участка(кадастровый номер ***), расположенного по адресу: ***, а также сведения Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области от 27.02.2020 № *** об отсутствии санитарно-эпидемиологических заключений на проект санитарно-защитной зоны для предприятий, расположенных в непосредственной близости вышеназванного земельного участка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку истица намерена увеличить площадь квартиры путем перепланировки и переустройства лоджии, предпринимает меры для получения разрешения на указанное переустройство.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации МО «Цильнинский район», не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку аналогичны доводам, приведенным в обоснование иска, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку в постановленном решении.

Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: