Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости
Документ от 26.03.2020, опубликован на сайте 27.03.2020 под номером 87339, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

 

Дело № 3а-120/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 марта 2020 года                                                                        г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Кезиной О.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества  с ограниченной ответственностью «Сервисстройкомплект» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости  земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «Сервисстройкомплект» обратилось в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка, площадью 29 091 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что  на указанном земельном участке расположены здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности.

В силу положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец, как собственник зданий, имеет право выкуп указанного земельного участка без проведения торгов. При этом при расчете выкупной цены земельного участка учитывается его кадастровая стоимость.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка затрагивают интересы административного истца.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 13 августа 2012 года утверждена в размере 21 504 649 руб. 02 коп.

Согласно отчету об оценке № О-190610-1 от 2 сентября 2019 года, выполненному ООО «ЦенСо», рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 13 августа 2012 года составляет 12 919 313 руб. 10 коп.  

Несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости  нарушает его права, как лица, имеющего право на выкуп земельного участка, поскольку влечет  определение выкупной цены земельного участка в завышенном размере.

С учетом уточнения требований административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***  равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 августа 2012 года в размере 13 485 351 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрация города Ульяновска, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Представитель административного истца Лютиков А.А. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве указал, что орган регистрации прав, осуществляя внесение сведений в кадастр недвижимости о кадастровой стоимости  спорного объекта недвижимости на основании акта органа государственной власти, поступившего в установленном законом порядке, права и законные интересы административного истца не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право административного истца  на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил отложить слушание дела со ссылкой на неполучение на их запрос ответа из Российского общества оценщиков информации о том, является ли эксперт Карпова Е.Б. членом общества оценщиков.

Представители Правительства Ульяновской области, администрации города Ульяновска, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом извещены.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, оснований для отложения слушания дела не усматривает.

Исследовав материалы дела,  суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1).

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В соответствии с Порядком определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», при заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов, утвержденным  решением Ульяновской Городской Думы от 27 мая 2015 года № 44, при продаже земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск», в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации цена таких земельных участков устанавливается исходя из семикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Материалами дела установлено, что  земельный участок, площадью 29 091 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, является собственностью муниципального образования «город Ульяновск».

На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости (нежилые здания с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***), принадлежащие на праве собственности ООО «Сервисстройкомплект».

ООО «Сервисстройкомплект» владеет указанным земельным участком на основании договора аренды № 24-2-009800 от 30 декабря 2003 года. При этом арендные платежи по данному договору рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Из выписки из ЕГРН в отношении указанного земельного участка и возражений на административный иск ФГБУ «ФКП Росреестра» следует, что кадастровая стоимость определена по состоянию на 13 августа 2012 года в размере 21 504 649 руб. 02 коп.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** были внесены в ЕГРН 13 августа 2012 года, следовательно, пятилетний срок истек 13 августа 2017 года. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости административный  истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области обратился 24 октября 2019 года, а в суд с рассматриваемым административным иском – 25 декабря 2019 года, то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, из которой рассчитываются арендные платежи, а также определяется выкупная цена земельного участка, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу рыночной стоимости участка, определенную на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимости, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 055/030-2020 названной экспертной организации рыночная стоимость земельного участка, площадью 29 091 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  по состоянию на 13 августа 2012 года составляет 13 485 351 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков заключение не оспаривается.

Доводы представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области об отсутствии документов, подтверждающих, что эксперт Карпова Е.Б., которая провела судебную экспертизу, является членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, а из Российского общества оценщиков она исключена 13 февраля 2019 года, являются несостоятельными, поскольку  из приложенных к заключению судебной экспертизы документов следует, что эксперт Карпова Е.Б. является членом Союза «Межрегиональное объединение судебных экспертов».

В силу изложенного суд считает, что уточненное требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление открытого акционерного общества «Сервисстройкомплект»  о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка, площадью 29 091 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 13 августа 2012 года в размере 13 485 351руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 24 октября 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд  общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                   О.Е.Кинчарова