Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 24.03.2020, опубликован на сайте 27.03.2020 под номером 87330, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности провести противооползневые мероприятия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Чернова Н.В.                                                                     Дело № 33а-1186/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         24 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 ноября 2019 года по делу № 2а-2429/2019, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней Бариновой Арины Вячеславовны, Бариновой Ирины Александровны в интересах удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Ульяновска, выраженное в не проведении противооползневых мероприятий с целью ликвидации последствий оползня по адресу г. ***, ул. ***, д.***.

Обязать администрацию города Ульяновска провести противооползневые мероприятия по адресу: г. ***, ул. ***, д. ***, включающие:

разработку проектно - сметной документации на основании инженерно -геологических и инженерно - геодезических изысканий;

устройство оползнеудерживающих сооружений на буроинъекционных сваях на участке склона длиной 450 м (250 м по ул.*** -                                 пер. ***; 200 м. по ул. ***);

прокладки дренажа;

ополаживание и отсыпку пологого склона.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., объяснения  прокурора                   Федечко Ф.И., полагавшего  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска в интересах                     Бариновой  И.А. и несовершеннолетней Бариновой А.В.,  обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействие, возложении обязанности провести противооползневые мероприятия.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки проведенной по обращению Бариновой И.А. установлено, что 06.06.2017 после прошедших ливневых дождей на склоне в районе ул. ***, ***, пер. *** г. *** произошел оползень в районе дома № *** по                      ул. ***. Ширина оползня составила более 40 м, расстояние от фундамента жилого дома до края оползня составляет 1,5 м.

Баринова    И.А.   неоднократно обращалась в администрацию Железнодорожного района г. Ульяновска и администрацию г. Ульяновска органы государственной власти области, однако до настоящего времени работы по предупреждению чрезвычайной ситуации и укреплению склона, созданию объектов инженерной защиты не проведены.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Ульяновск» выраженное в не проведении противооползневых мероприятий с целью ликвидации последствий оползня по адресу ***,                      ул. ***, д. *** и возложить обязанность  провести противооползневые мероприятия.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области,                              МБУ «Управление инженерной защиты», Баринов В.В.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, считает его необоснованным, просит его отменить, в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В обоснование жалобы указывает, что администрацией выполнены обязательства в части обеспечения безопасности жизнедеятельности: осуществление мониторинга, определение первоочередных мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций,  решение вопроса отселения из опасной оползневой зоны. Указывает, что ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. Протоколом  от 12.09.2019 также определены первоочередные мероприятия, направленные на предотвращение угрозы чрезвычайной ситуации, в том числе о решении администрацией города Ульяновска вопроса отселения жителей указанного дома в маневренный фонд   в сроки не позднее 19.11.2019. На собственников земельных участков возложена обязанность их содержания, а  учитывая, что оползневая зона находится на неразграниченной территории, полномочия по распоряжению которой возложено на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, при этом полагает, что проведение инженерно-геологических изысканий с разработкой проектно-сметной документации в границах домов № *** и № *** по улице *** и строительно-монтажных работ должно осуществляться за счет средств Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области. Проведение  работ за счет средств городского бюджета при этом будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств.  Прокурор  не вправе был обращаться в интересах  Бариновой И.А.

В заседание суда апелляционной  инстанции кроме прокурора другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст. 150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Баринова И.А. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адрес: г.***, ул. ***,                 д. ***.

По указанному адресу зарегистрированы: Баринова И.А., Баринов В.В., несовершеннолетняя Баринова А.В., 01.06.2019 года рождения.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска по обращению Бариновой И.А., установлено, что 06.06.2017 после прошедших ливневых дождей на склоне в районе ул.***, ***, пер.*** г.*** произошел оползень в районе дома № *** по ул.***. Ширина оползня составила более 40 м, расстояние от фундамента жилого дома до края оползня составляет 1,5 м.

Согласно протоколу комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности МО «город Ульяновск» от 01.09.2017 по вопросу предупреждения чрезвычайной ситуации, связанной с оползневыми процессами возможным обрушением домов № *** по ул. ***, № *** по                                ул. *** постановлено изыскать денежные средства на проектирование и строительство объектов инженерной защиты для укрепления оползневых склонов в районе улиц *** и ***, пер. ***, а также на переселение жителей домов № *** по ул. *** и № *** по                      ул. *** до 25.09.2017.

Баринова    И.А.   неоднократно обращалась в администрацию Железнодорожного района г. Ульяновска и администрацию г. Ульяновска органы государственной власти области.

Согласно акту комиссионного осмотра от 24.07.2017 установлено, что произошел оползень - срыв рядом с домом по ул. ***, д. ***. На момент обследования расстояние от стенки срыва до фундамента дома сократилось до               1,6 м. Часть фундамента сарая, примыкающего к дому, находится над кромкой стенки срыва. Жильцами дома проводится отсыпка стенки срыва грунтом. Глубина оврага составляет около 20 м. Объектов инженерной защиты по указанному адресу не имеется.

Из ответа Министерства промышленности, строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области от 05.10.2017  следует, что для защиты жилых домов и строений путём закрепления оползневого склона в данном районе необходимо проведение противооползневых мероприятий, которые включают: разработку проектно-сметной документации на основании инженерно -геологических и инженерно - геодезических изысканий; устройство оползнеудерживающих сооружений на буроинъекционных сваях на участке склона длиной 450 м (250 м по ул.*** - пер. ***; 200 м по ул. ***); прокладки дренажа; ополаживание и отсыпку пологого склона.

Согласно ответам администрации г. Ульяновска Бариновой И.А. от 04.06.2018 и от 31.07.2018  проведение противооползневых мероприятий планируется выполнить в летне-осенний период 2018 г. В настоящее время изыскиваются средства для выполнения данных работ. При поступлении дополнительных средств в бюджет, противооползневые работы дома будут выполнены.

Из  ответа администрации г.Ульяновска от 25.02.2019 следует, что   16.01.2019  в администрации города Ульяновска состоялось совещание по вопросу проведения противооползневых мероприятий по данному адресу. В настоящее время рассматривается вопрос изыскания средств для выполнения данных работ.

Согласно акту осмотра комиссии МБУ «Управление инженерной защиты» от 30.10.2019    на момент обследования расстояние от стенки срыва до фундамента дома № *** по ул.*** составляет 1,5 метра. Часть фундамента сарая, примыкающего к дому находится над кромкой стенки срыва; с другой стороны оврага имеется оползневая трещина (закол) длинной свыше 50 метров, которая тянется по краю оврага от дома № *** по переулку *** до дома № *** по ул. ***. На стенах дома № *** по улице *** имеются трещины. При неблагоприятных условиях и дальнейшем развитии оползня возможно разрушение вышеуказанного дома. Комиссия пришла к выводу о том, что в период весеннего снеготаяния и сильных дождей возможна активизация оползневых процессов в районе улиц ***, ***, переулков *** и ***. В любой момент может произойти обрушение домов № *** по улице *** и № *** по ул. ***.

До настоящего времени работы по предупреждению чрезвычайной ситуации и укреплению склона, созданию объектов инженерной защиты не проведены.

Установив бездействие  администрации  г.Ульяновска в непроведении противооползневых  мероприятий с целью ликвидации последствий оползня по адресу: г.***, ул. ***, д. *** суд первой инстанции  обоснованно возложил   на  ответчика обязанность по  проведению таких мероприятий.

Судебная коллегия соглашается с таким  выводом суда первой инстанции.

В силу п.8 ч.1 ст.14, п.8 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №  131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения, в том числе городского округа, относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, в том числе городского округа.

Как следует из подп. «е»  п. 2 ст 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 30 Положения о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 (далее - Положение № 794), ликвидация чрезвычайных ситуаций муниципального характера осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления.

Из положений п.28 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского округа также относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119.

В соответствии с п. 32 ст.3 Устава к вопросам местного значения городского округа относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Ссылка в апелляционной жалобе о том, что  противооползневые  мероприятия должны осуществляться за счет средств Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, как собственника земельного участка, собственность на которые не разграничена не опровергает вывода суда первой инстанции, поскольку в силу положений федерального законодательства осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа  от чрезвычайных ситуаций  природного характера обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Доводы апелляционной  жалобы о неправомерности  обращения прокурора в суд с данным иском обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Обращению прокурора с административным иском в интересах                Бариновой   И.А. предшествовало ее обращение  в прокуратуру Железнодорожного района города Ульяновска о  бездействии администрации города Ульяновска, по которому была проведена прокурорская проверка.

Также прокурор обладал правом на обращение в суд с настоящим заявлением в интересах  несовершеннолетней Бариновой А.В.  Более того наличие у иных лиц, перечисленных в  ст.56  Семейного кодекса Российской Федерации, права обращения с заявлением в защиту  интересов несовершеннолетних не является препятствием для обращения в суд прокурора.

Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку они не опровергают выводов, сделанных судом первой инстанции.

Учитывая, что принятое по делу решение суда соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 ноября 2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без  удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Железнодорожный районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий                  

 

Судьи: