УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело-33-***- 2007
г.
Судья Горбунова И.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 февраля 2007
г.
г.Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Тураевой Л.П.
судей Лисовой Л.С. и Пищугиной Л.И.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Сенгилеевском районе Ульяновской области на
решение Сенгилеевского районного суда
Ульяновской области от 11 января 2007
года, по которому суд постановил:
Исковые требования М***
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное
Учреждение) в Сенгилеевском районе
Ульяновской области о признании права на получение ежемесячных денежных выплат,
установленных для инвалидов Великой Отечественной войны, и перерасчете этих
выплат удовлетворить.
Признать за М*** право
на получение ежемесячных денежных выплат с 01 января 2005 г. в размере,
установленном для инвалидов Великой Отечественной войны.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в
Сенгилеевском районе Ульяновской области произвести М*** перерасчет ежемесячных
денежных выплат за период с 01 января 2005 года по 04 апреля 2006 года согласно
требованиям действующего законодательства.
Заслушав доклад
судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
М*** обратился в суд
с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного
фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Сенгилеевском районе
Ульяновской области о признании за ним права на получение ежемесячной денежной
выплаты с 01.01.2005 г., установленного для инвалидов Великой Отечественной
войны. Просил обязать ответчика произвести перерасчет ежемесячных денежных
выплат с 01.01.2005 г. по 04.04.2006 г.
Свои требования мотивировал
тем, что до принятия Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» он (истец), как участник Великой Отечественной войны,
получивший инвалидность по общему заболеванию, пользовался тем же объемом
льгот, что и инвалиды Великой Отечественной войны. После вступления в действие
названного закона положение изменилось: ежемесячная выплата была ответчиком
установлена в меньшем размере, чем предусмотрена для инвалидов войны. В связи с
принятием Определения Конституционного суда от 04 апреля 2006г., с этой даты
выплаты ему стали производить в размере, установленном для инвалидов войны. Однако за период с 01.01.2005 г. (даты
вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004г.
№ 122-ФЗ) по 04.04.2006г. ответчик отказывается произвести перерасчет ежемесячной
денежной выплаты.
Рассмотрев спор, суд
постановил вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе
Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Сенгилеевском
районе Ульяновской области просит
решение суда отменить, указывая, что в
соответствии с определением Конституционного Суда № 89-0 от 04.04.2006г.
гражданам, относящимся к участникам ВОВ из числа военнослужащих, в том числе
уволенных в запас (отставку), проходившим военную службу в воинских частях,
учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей
армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести
месяцев, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или
других причин, единовременная денежная выплата устанавливается в размере,
предусмотренном подпунктом 1 пункта 4 статьи 23 закона «О ветеранах» как для
инвалидов Великой Отечественной войны. Поскольку истец относится к
вышеназванной категории участников ВОВ, указанных в подпункте «з» подпункта 1
пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах», ему был произведен
перерасчет размера ЕДВ с 04.04.2006г. согласно п.п.1 п.4 ст. 23.1 Федерального
Закона «О ветеранах».
Поскольку определение
Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. вступило в силу со дня его
провозглашения - 04.04.2006г., данное
Определение обратной силы не имеет, поэтому новое правовое регулирование
(истолкование) нормативных положений федеральных законов «О ветеранах» и
Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, выявленное Конституционным Судом
Российской Федерации, должно применяется только с 04.04.2006г.
В соответствии с
определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04 декабря 2000г.
№243-0 обратной силой постановление Конституционного Суда Российской Федерации
обладает в отношении дел обратившихся в Конституционный Суд Российской
Федерации граждан или объединений граждан (организаций), а также в отношении
неисполненных решений, вынесенных до принятия этого постановления», что и
вытекает из положений части второй статьи 100(104), а также статьи 79
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации».
Согласно определению
Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2004г. № 211-0 пересмотру
в установленных федеральным законом случаях подлежат как вступившие, но
неисполненные или исполненные частично, так и не вступившие в законную силу
правоприменительные решения. Такой пересмотр, однако, не может производиться
без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований
отраслевого законодательства».
Суд не учел, что в определении от 04.04.2006г. № 89-0 Конституционный
Суд РФ указал на пересмотр правоприменительных решений той категории граждан,
которые обращались в Конституционный Суд РФ. Следовательно, в отношении тех
граждан, которые не обращались в Конституционный Суд, такой пересмотр не
предусмотрен.
Кроме того,
02.11.2006 г. Конституционным Судом РФ было вынесено определение № 409-О «Об
отказе в удовлетворении ходатайства Министра здравоохранения и социального
развития Российской Федерации об официальном разъяснении определения
Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-0.
В вынесенном
определении от 02.11.2006 г. Конституционный Суд РФ указывает, что юридическим
последствием решений Конституционного Суда РФ о признании неконституционными акта
или его отдельных положений, является утрата ими силы на будущее время.
Поскольку при
вынесении Определения от 04.04.2006 г. № 89-0 не был установлен какой-либо
особый порядок и условия вступления его в силу, Конституционный Суд разъяснил,
что данное определение вступило в силу со дня его принятия - 4 апреля 2006
года. Поэтому не имеется оснований производить перерасчет за период с 01.01.2005года по 04.04.2006г.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы,
выслушав представителя УПФ в Сенгилеевском районе П***., судебная
коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,
суд пришел к правильному выводу об обоснованности требований истца.
Из материалов дела
усматривается, что истец является ветераном-участником Великой Отечественной
войны, что подтверждается копией его удостоверения.
Согласно справке МСЭ
№ 5670324 от 24.05.2004г. М*** установлена 2 группа инвалидности по общему
заболеванию.
В соответствии с подпунктом
«з» подпункта 1 пункта 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах» истец отнесен
к участникам Великой Отечественной войны, а именно: военнослужащим, проходившим
военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не
входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03
сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным
орденами и медалями СССР за службу в указанный период.
Меры социальной
поддержки данной категории ветеранов предусмотрены ст.17 ФЗ «О ветеранах».
Статьей 23.1 ФЗ «О
ветеранах» предусмотрена для разных категорий ветеранов ежемесячная денежная
выплата, в том числе и для инвалидов ВОВ. Истцу была начислена ежемесячная
денежная выплата в размере, установленном для инвалидов 2-й группы в
соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов».
В соответствии со
ст.10 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19
и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются
расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с
подпунктом 6 статьи 23.1 Федерального закона «О ветеранах», пунктами 8,14,25,26
Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан
в Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития РФ от
30.11.2004 г. № 294 назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты
производится территориальными органами Пенсионного фонда РФ по месту жительства
гражданина.
В соответствии с п.2
ст.15 данного ФЗ участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами
вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц,
инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий),
предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с
установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского
освидетельствования. Таким образом, содержание вышеназванной нормы,
действовавшей до 01 января 2005 года (дата вступления в силу изменений,
внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ), допускало распространение
данного положения на всех лиц, отнесенных Федеральным законом от 12 января
1995г. к участникам Великой Отечественной войны.
На основании
изложенного, истцу, являющемуся инвалидом 2-й группы, предоставлялись льготы
инвалидов ВОВ, предусмотренные ст. 14 ФЗ «О ветеранах», о чем в удостоверении
сделана соответствующая отметка.
В соответствии с определением
Конституционного суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-0
взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9,10 и 19 статьи 44 Федерального
закона от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи
23.1 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 22
августа 2004 года № 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему
конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе
действующего законодательного регулирования не предполагают назначение
участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в
подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах»,
являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или
других причин (кроме лиц, инвалидность которых нас тупила вследствие их
противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы
инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера
ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом
«О ветеранах» иным категориям участников Великой Отечественной войны -
инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в
соответствии с подпунктом 1 пункта 4 его статьи 23.1.
В связи с принятием
данного Определения истцу стали производить выплаты ЕДВ с 04.04.2006 г. в размере, установленном
для инвалидов войны. Вместе с тем за период с 01.01.2005 г. по 04.04.2006 г.
ответчик перерасчет ежемесячной денежной выплаты не производит в добровольном
порядке, полагая, что Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г.
вступило в силу со дня его провозглашения - 04.04.2006г., обратной силы не имеет,
поэтому новое правовое регулирование (истолкование) нормативных положений
федеральных законов «О ветеранах» и Федерального закона от 22.08.2004г.
№122-ФЗ, выявленное Конституционным Судом Российской Федерации, должно применяется
только с 04.04.2006г.
Суд пришел к
правильному выводу о необходимости
осуществления данной выплаты истцу в размере, установленном для инвалидов войны
с момента вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года №
122-ФЗ, т.е. с 01 января 2005г.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и
не могут повлечь отмену решения суда.
В соответствии со ст.79 Федерального Конституционного Закона «О Конституционном
Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации
окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его
провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует
непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными
лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской
Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным
принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,
утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации,
не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации, не подлежат
введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на
актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть
пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
Согласно статье 75
Федерального конституционного закона «О конституционном Суде Российской
Федерации» в решении Конституционного Суда Российской Федерации в зависимости
от характера рассматриваемого вопроса может определяться порядок вступления
решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения (пункт 12).
В случае, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации порядок
вступления в силу, сроки и особенности его исполнения специально не оговорены,
действует общий порядок, предусмотренный Федеральным конституционным законом «О
Конституционном Суде Российской Федерации».
Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-0 не
содержит положений, устанавливающих порядок вступления его в силу.
02.11.2006 г.
Конституционным Судом РФ было вынесено определение № 409-О «Об отказе в
удовлетворении ходатайства Министра здравоохранения и социального развития
Российской Федерации об официальном разъяснении определения Конституционного
Суда Российской Федерации от 4 апреля 2006 года № 89-0.
То обстоятельство,
что в определении Конституционного суда от 02.11.2006г. № 409-0 содержится
указание о вступлении в силу Определения от 4 апреля 2006г. № 89-0 со дня его
принятия, само по себе не может свидетельствовать о том, что у истца
отсутствует право на перерасчет ежемесячных денежных выплат за оспариваемый
период, т.е. с 01.01.2005 г. по 03.04.2006 г., поскольку
конституционно-правовое истолкование правовых норм, данное Конституционным
Судом РФ, как это вытекает из ч. 2 ст. 74
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ», во
взаимосвязи его со ст.
3,6,36,79,85,86,87,96 и 100, является общеобязательным.
Более того, в самом
Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. указано на необходимость
пересмотра вынесенных правоприменительных решений в истолковании,
расходящемся с их
конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Определении, а также на
то, что выявленный в настоящем Определении конституционно-правовой смысл
указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их
истолкование в правоприменительной практике.
Данное Определение
предполагает, что толкование вышеприведенных норм, касающихся выплаты ЕДВ
участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в
подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи
2 Федерального закона «О ветеранах», действует не с момента принятия
настоящего Определения, а с момента вступления в силу Федерального закона от 22
августа 2004г. № 122-ФЗ (с 01.01.2005г.)
Исходя из
вышеизложенного, а также из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004г.
№ 122-ФЗ, не позволяющей использовать нормы данного Закона для умаления прав и
законных интересов человека и гражданина, участники Великой Отечественной войны
из числа военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходившие
военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не
входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сентября
1945г. не менее 6 месяцев, в случае признания их инвалидами вследствие общего
заболевания имеют право на предоставление ежемесячной денежной выплаты в
размере, установленном для инвалидов Великой Отечественной войны, в том числе и
с 01 января 2005 года, - с даты
вступления в силу изменений, внесенных Федеральным Законом от 22 августа 2004
года № 122-ФЗ.
Правовая позиция,
выраженная в Определении Конституционного Суда РФ от 04.04.2006г. № 89-0, имеет
общее значение, поэтому указанные правовые нормы не могут истолковываться и
применяться вопреки их конституционно-правовому смыслу, выявленному
Конституционным Судом Российской Федерации, во избежание нарушения прав и
свобод граждан. Иное означало бы, что суд общей юрисдикции может осуществлять
истолкование закона, придавая ему иной смысл, нежели выявленный в результате
проверки в процессе конституционного судопроизводства, и тем самым подменять
Конституционный Суд Российской Федерации, чего он в силу ст. ст.
118,125,126,127 и 128 Конституции Российской Федерации делать не вправе.
В силу изложенного доводы
кассационной жалобы об отсутствии обратной силы Определения Конституционного
суда Российской Федерации не могут служить основанием к отмене решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы с достаточной полнотой.
Материальный и
процессуальный закон применен правильно.
Решение суда
является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11 января 2007 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации в Сенгилеевском районе
Ульяновской области - без
удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: