Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 18.02.2020, опубликован на сайте 16.03.2020 под номером 87148, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родина Н.Ю.                                                                           Дело № 33-870/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             18 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-1156/19 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2019 года, по которому постановлено:

исковые требования Положенцевой Натальи Владимировны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность - удовлетворить. 

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) назначить Положенцевой Наталье Владимировне досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, - с 7 ноября 2019 года.

 

Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Г.,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Положенцева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) (далее - ГУ –УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)) о  возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность.

Исковые требования мотивировала тем, что 27.12.2018 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность в сельской местности, в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Решением Управления от 13.11.2019 № 910 ей в удовлетворении заявления было отказано. Отказ мотивирован тем, что у нее не имеется достаточного количества льготного страхового (трудового) стажа в количестве 30 лет. С данным решением она не согласна, считает его необоснованным, нарушающим ее законные права и интересы. Ее трудовой стаж  на дату обращения в Пенсионный фонд 27.12.2018 составляет 24 года 8 месяцев 13 дней. Вся её трудовая деятельность  в указанный период осуществлялась в ГУЗ «Б*** » и в войсковой части *** (в настоящее время ***). При этом ГУЗ «***» расположена по адресу: Ульяновская область, Базарносызганский район, р.п. Базарный Сызган, ул. ***, а войсковая часть *** расположена на территории с. П*** Базарносызганского района. Считает, что согласно Закону Ульяновской области и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» применительно  к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и к Федеральному закону «О страховых пенсиях»  р.п. Базарный Сызган является поселком городского типа, а войсковая часть в с. П*** находится в сельской местности. Работа в войсковой части в любом случае не может быть приравнена к работе в городе. Соответственно все периоды, засчитанные в специальный стаж,  выполнялись ею в сельской местности и поселке городского типа, и необходимый стаж для назначения страховой пенсии составляет 25 лет. 07.11.2019 она вновь обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с чем пенсионный орган повторно произвел оценку пенсионных прав, и  на 07.11.2019 её страховой стаж составил 25 лет 6 месяцев 22 дня, что даёт ей право на назначение досрочной пенсии по старости как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность в сельской местности.

По уточненным требованиям истица просила обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность с 7 ноября 2019 года (л.д.124).

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ –УПФ РФ в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что специальный стаж истицы на дату обращения составил 25 лет 6 месяцев 22 дня. Периоды работы истицы с 06.07.1998 по 31.12.2010 (12 лет 5 мес. 26 дн.), с 01.01.2011 по 06.11.2019 (8 лет 10 мес. 6 дн.) в должности медицинской сестры пункта (с лазаретом) в войсковой части *** учтены в специальный стаж в календарном исчислении 1 год за 1 год работы в соответствии с п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, поскольку место нахождения войсковой части *** (Ульяновская обл., р.п. Базарный Сызган, ул. ***) не является ни городом, ни селом, а административной единицей. В связи с вышеизложенным, считает необоснованным вывод суда о том, что весь стаж истицы складывается из периодов работы в сельской местности и для назначения досрочной пенсии ей требуется 25 лет специального стажа.

В возражениях на апелляционную жалобу Положенцева Н.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы Положенцевой Н.В., представителя ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное), извещенных о месте и времени судебного разбирательства своевременно и  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного ст. 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Так, в подп. «н» п. 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года         № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее также - Список должностей от 22 сентября 1999 года № 1066), и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 06 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Положенцева Н.В., *** года рождения, 27 декабря 2018 года обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 10 апреля 2019 года №*** Положенцевой Н.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа не менее 30 лет на соответствующих видах работ. По сведениям Пенсионного фонда специальный стаж истицы на дату обращения составил 24 года 08 месяцев 13 дней (л.д.12).

7 ноября 2019 года Положенцева Н.В. повторно обратилась в Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в Инзенском районе (межрайонное) с заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерльного закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа №*** от 13 ноября 2019 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ не менее 30 лет. По имеющимся документам на дату обращения у истицы имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительность специального стажа составляет 25 лет 06 месяцев 23 дня, страхового стажа – 28 лет 03 месяца 13 дней.

В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчиком засчитаны  1 год за 1 год 3 месяца с 22.07.1991 по 01.09.1991 (00-01-10) в льготном исчислении (00-01-21) в должности  медицинской сестры инфекционного отделения в ГУЗ  «***»; с 02.09.1991 по 31.07.1994 (02-11-00) в льготном исчислении (03-07-23), с 13.08.1994 по 14.08.1994 (00-00-02), в льготном исчислении (00-00-03) в должности медицинской сестры школы №*** при ГУЗ «***», с 30.01.1995 по 01.06.1995 (00-04-02) в льготном исчислении  (00-05-03) в должности участковой медицинской сестры поликлиники ГУЗ «***». В календарном исчислении  (1 год за один год работы) с 06.07.1998 по 31.12.2010 (12-05-26), с 01.01.2011 по 06.11.2019 (08-10-06) в должности медицинской сестры медицинского пункта (с лазаретом) в войсковой части *** (в настоящее время переименованная в ***) – должность и учреждение предусмотрены Списком от 29.10.2002 №781, согласно п.6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в Списке «лазареты» и «медицинские пункты» являющиеся структурным подразделением государственных и муниципальных организаций (воинских частей). В специальный стаж не засчитаны следующие периоды: с 01.08.1994 по 12.08.1994 (00-00-12) в должности медицинской сестры школы №*** при ГУЗ «***» - отпуск без сохранения заработной платы, с 15.08.1994 по 29.01.1995 (00-05-15) в должности медицинской сестры школы №*** при ГУЗ «***» - отпуск по уходу за ребенком, с 07.06.1995 по 14.06.1995 (00-00-08) в должности медицинской сестры санитарной части в войсковой части *** (в настоящее время переименованная в ***) учреждение не предусмотрено Правилами, утвержденными  постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, с 15.06.1995 по 18.10.1995 (00-04-04) в должности младшей медицинской сестры санитарной части в войсковой части *** (в настоящее время переименованная в ***) должность  не предусмотрена Списком от 29.10.2002 №781 (л.д.104-108).

Обращаясь в суд с настоящим иском Положенцева Н.В. ссылалась на то, что у нее возникло право на досрочную страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерльного закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку она осуществляла лечебную деятельность в сельской местности и у нее имеется требуемый стаж на соответствующих видах работ не менее 25 лет.

Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к обоснованному выводу о том, что работа истицы протекала в сельской местности, по состоянию на 7 ноября 2019 года ее специальный медицинский стаж  составил 25 лет 6 месяцев 22 дня, и она имеет право на назначение досрочной страховой пенсии.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае имеются основания для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости с 7 ноября 2019 года в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», трудовая деятельность истицы была связана с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности, поскольку в материалы дела представлена достаточная совокупность доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.

Согласно справки №*** от 5 ноября 2019 года, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, выданной истице *** установлено, войсковая часть *** переименована в филиал – войсковой части *** федерального бюджетного учреждения – войсковая часть ***.  *** арсенал (2 разряда) (п/о Базарный Сызган, Ульяновская область) переименован в склад (***, 1 разряда) (войсковая часть ***). Склад (войсковая часть ***), переформирован в *** (войсковая часть ***). Как следует из представленных сведений и углового штампа указанного учреждения почтовый адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган-*** (л.д.150).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ - Государственное Учреждение войсковая часть *** располагалась ранее по адресу: Ульяновская область, рабочий поселок Базарный Сызган, ***.

Из сведений, представленных администрацией муниципального образования  «Базарносызганский район» № *** от 12 ноября 2019 года следует, что войсковая часть ***, переформированная в *** войсковая часть *** на основании приказа КВЧ *** от 25.03.2019 №141 (ранее в/ч ***) расположена на земельном участке кадастровый номер *** (условный номер № ***), присвоен условный адрес: Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган-***.

Согласно трудовому договору № *** от 1 декабря 2014 года, заключенному  между войсковой частью *** в лице командира войсковой части и Положенцевой  Н.В., работник принимается в войсковую часть *** в медицинский пункт медицинской  сестрой. Адрес работодателя указан в трудовом договоре Ульяновская область, р.п. Базарный Сызган-*** (л.д.170-173).

Из справки  № *** от 3 декабря 2019 года, выданной временно исполняющим обязанности начальника медицинского пункта войсковой части ***, следует, что Положенцева Н.В. работает в войсковой части  в должности медицинской сестры  с 6 июля 1998 года по настоящее время и осуществляет медицинскую деятельность в отношении военнослужащих и работников войсковой части, а также лиц, проживающих на  территории военного городка в частности: оказание медицинской неотложной помощи, выполнение процедур, перевязок по назначению врача, проведение предрейсового медицинского осмотра, проведение медицинского осмотра перед заступлением на дежурство с оружием (л.д.137).

Согласно выписки из Положения о медицинском пункте *** медицинский пункт *** является подразделением ***. Организационная структура медицинского пункта Арсенала определяется штатом, утвержденном в установленном порядке. В состав медицинского пункта Арсенала входят: врач-терапевт – начальник медицинского пункта, фельдшер медицинского пункта, медицинская сестра медицинского пункта, водитель автомобиля. Медицинский пункт создан в целях медицинского обеспечения личного состава Арсенала. Основными задачами медицинского пункта являются: организация и проведение лечебно-профилактических мероприятий, медицинский контроль за условиями жизнедеятельности личного состава арсенала; снабжение арсенала медицинской техникой и имуществом (л.д.80-82).

В соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ   от 01.06.2000 № 752-р (ред. от 16.01.2019) «О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России»  п/о Базарный Сызган, Ульяновская область не относится к закрытым военным городкам.

Таким образом, медицинский пункт войсковой части расположен на территории Базарносызганского района Ульяновской области р.п. Базарный Сызган-***, в котором непосредственно осуществляет лечебную деятельность истица, и не обладает статусом городского поселения.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы о необходимости 30 лет стажа лечебной деятельности для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости являются необоснованными.

Как указывалось выше, для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения требуется 25 лет работы в сельской местности и поселках городского типа или не менее 30 лет работы в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Судом установлено, что перед спорным периодом истица работала в сельской местности в ГУЗ «***», затем продолжила работу в должности медицинской сестры медицинского пункта (с лазаретом) в войсковой части *** (в настоящее время переименованная в *** – должность и учреждение предусмотрены Списком от 29.10.2002 №781.

Поскольку работа истицы, в том числе и в войсковой части все время имела место в сельской местности, в материалах дела отсутствуют данные о ее работе в городе, для назначения досрочной страховой пенсии Положенцевой Н.В. достаточно 25 лет специального стажа, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения  в сельской местности.

Доказательства (с ссылкой на положения законодательства) того, что при указанных фактических обстоятельствах истице необходим стаж лечебной деятельности не менее 30 лет стороной ответчика не приведены.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о возможности назначения Положенцевой Н.В. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости для назначения досрочной страховой пенсии наличия у истицы 25 лет специального стажа, что давало ей основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему медицинскую деятельность, - с 7 ноября 2019 года.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 4 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Инзенском районе Ульяновской области (межрайонное)  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: