Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 03.03.2020, опубликован на сайте 12.03.2020 под номером 87076, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке в границах кадастрового квартала с № 736066021201 в 700 м. на северо-восток от с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Завгородняя Т.Н.                                                                 Дело № 33а-915/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          3 марта  2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению  прокурора Кузоватовского района Ульяновской области на решение Новоспасского  районного суда Ульяновской области от 28 ноября           2019 года, по делу № 2а-1248/2019, по которому постановлено:

административные исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области, в защиту  прав и законных интересов  неопределенного круга лиц, к  администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов,  расположенную на земельном участке в границах кадастрового квартала с номером *** в 700 м на северо-восток от с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения прокурора                  Федечко  Ф.И. – поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя  администрации муниципального образования «Кузоватовский  район»  и  администрации  муниципального образования  Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области  -  Ильина  А.С.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Кузоватовский район», администрации муниципального образования Коромысловское сельское поселение о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки и возложении обязанности принять меры  к ликвидации  несанкционированной  свалки.

Требования мотивированы тем, что на территории района имеется несанкционированная  свалка, расположенная  на земельном участке,  в границах кадастрового квартала с  номером ***  в 700 м  на северо-восток от с.Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области, собственность на который не разграничена.

4 апреля 2018 года в адрес главы администрации  муниципального  образования Коромысловское сельское поселения было внесено представление.

Из ответов на представление следует, что администрацией  поселения были приняты меры по опашке мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов, проводилось буртования и частичный вывоз отходов.

В ходе  повторной проверки, проведенной прокуратурой  района 10 сентября 20019 года установлено, что несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  Земельного кодекса Российской Федерации,  прокурор Кузоватовского района Ульяновской области просил суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, администрации муниципального образования Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области и обязать ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов в срок до 01.05.2020.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор  Кузоватовского района  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное.

Указывает, что  поскольку несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов произошло на земельном участке муниципального образования «Кузоватовский район», относящемся  к землям населенных пунктов, государственная собственность которого не разграничена, региональный оператор на момент рассмотрения  административного  иска определен не был, то обязанность по организации  устранения несанкционированной свалки в силу закона лежит на   ответчиках. Отсутствие регионального оператора на территории  муниципального образования «Кузоватовский район», включение свалки в реестр мест несанкционированного складирования твердых коммунальных отходов и  отнесение его к зоне деятельности  регионального оператора не освобождают органы местного самоуправления от обязанности по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов и ликвидации несанкционированной свалки.

В возражениях на апелляционное представление прокурора                                 администрация муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области просит решение  суда оставить без изменения, апелляционное представления – без и удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме прокурора, представителя администрации муниципального образования «Кузоватовский  район»  и  администрации  муниципального образования  Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного   представления,  возражений на него, судебная коллегия  приходит к следующему.

Судом первой инстанции  установлено, на территории Кузоватовского района имеется несанкционированная  свалка  твердых коммунальных отходов, расположенная  на земельном участке,  в границах кадастрового квартала с  номером ***  в 700 м  на северо-восток от с.Коромысловка, собственность на который не разграничена.

Свалка, расположенная на  вышеназванном  земельном участке, количество ТКО 20 тонн, включена в Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области (приложение 9).

Органом государственной власти Ульяновской области на  момент вынесения судом первой инстанции   решения  по делу региональный оператор  по обслуживанию территории Кузоватовского района не  определен.

В пункте 6 Территориальной схемы обращения с отходами,  в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской области, утвержденной Приказом  Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од указано, что сведения о расположении в зоне деятельности региональных операторов земельных участков, на которых складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких местах (несанкционированные свалки), представлены в приложении 9 «Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области». Ответственные лица за ликвидацию свалок и рекультивацию земельных участков не выявлены. Ликвидация несанкционированных свалок будет осуществлена путем проведения конкурсной процедуры в течение 2018 - 2020 годов.

Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора суд первой инстанции пришел к  выводу  о том, что   исковые требования о возложении на ответчиков  обязанности по ликвидации  мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, при учете включения указанного места складирования в реестр мест несанкционированного  складирования ТКО на территории Ульяновкой области и отнесения его к зоне деятельности регионального оператора, заявлены  административным истцом  преждевременно.

С таким выводом судебная  коллегия согласиться  не  может.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №  52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 №  607-ст собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998  № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действующего на момент возникновения спорных правоотношений, к полномочиям органов местного самоуправления  городских поселений в области обращения с отходами  отнесено, в числе прочего, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.  В редакции, действующей на момент вынесения решения суда, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных статьей 14 названного Закона.

В соответствии с п.1  ст.7 Федерального закона  от 10.01.2002 №  7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.

Органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Соглашение с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы местного самоуправления от исполнения обязанностей установленных законом.

Указанная свалка  не относится  к числу вновь образованных, функционирует несколько лет,  когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного самоуправления. Захламление   образовалось в течение длительного, неоднократного сброса бытовых отходов, которые при надлежащей организации контроля со стороны администрации                  МО «Кузоватовский район»  Ульяновской области должны  были своевременно выявляться и пресекаться.

В соответствии с п.1,4 ч.2 ст.310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  решение суда  в части отказа в удовлетворении административного иска прокурора Барышского района к администрации  муниципального образования «Кузоватовский   район»  подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об удовлетворении  административного иска прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к  администрации муниципального образования «Кузоватовский район».

Оснований для удовлетворения иска к муниципальному образованию Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района  Ульяновской области в связи с заключением 24.12.2018 соглашения между муниципальным  образованием «Кузоватовский район» Ульяновской области  и муниципальным образованием  Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района  Ульяновской области о передаче полномочий по участию в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов  судебной коллегией  не усматривается.

Исполнение переданных полномочий по участию в организации  деятельности по сбору  и транспортированию  твердых коммунальных  отходов   осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального образования  «Кузоватовский район» Ульяновской области в бюджет муниципального образования Коромысловское сельское поселение Кузоватовского района  Ульяновской области.

Учитывая  объем несанкционированной свалки (20 тонн), выделенных администрацией района денежных средств (2800 руб.)  явно недостаточно для исполнения администрацией сельского поселения полномочий по  участию в организации деятельности  по сбору  и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Кроме того, из соглашения прямо не следует, что были переданы полномочия по  ликвидации  несанкционированной  свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке в границах кадастрового квартала  с  номером *** в 700 м на северо-восток от с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области, которая  на момент заключения соглашения уже имела место.

Согласно требований предусмотренных п.1 ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Определяя срок, судебная коллегия учитывает объем и характер работ, связанных с ликвидацией несанкционированной свалки, стоимость данных работ, погодные условия, считает возможным установить  срок исполнения  решения суда до 1 сентября 2020 года.

В остальной части решение следует оставить без изменения.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Новоспасского  районного суда Ульяновской области от 28 ноября           2019 года отменить в части отказа в удовлетворении административного  иска прокурора Кузоватовского  района  Ульяновской области к администрации  муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области.

Принять в этой части новое решение об удовлетворении  административного иска прокурора Кузоватовского района Ульяновской области  в интересах неопределенного круга лиц.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области  выраженное в непринятии мер по ликвидации  несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на земельном участке в границах кадастрового квартала  с  номером ***  в 700 м на северо-восток от с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области.

Обязать администрацию  муниципального образования «Кузоватовский  район» Ульяновской области   в срок до 1 сентября 2020 года ликвидировать несанкционированную  свалку твердых коммунальных отходов, расположенную   на земельном участке в границах кадастрового квартала с номером *** в 700 м на северо-восток  от с. Коромысловка Кузоватовского района Ульяновской области.

В  остальной  части решение  оставить без изменения,  апелляционное представление прокурора Кузоватовского района – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: