Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Осужден законно
Документ от 04.03.2020, опубликован на сайте 13.03.2020 под номером 87058, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 139 ч.1; ст. 111 ч.1, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                               УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кашкарова Л.П.                                                                            Дело №22-432/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                                       4 марта 2020 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кислицы М.Н.,           

судей  Басырова Н.Н., Грыскова А.С.,                         

с участием прокурора Чубаровой О.В.,            

осужденного Карпова Д.В., адвоката Семина Е.С.,

при секретаре Чеховой А.Ю.,           

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционным  жалобам осужденного Карпова Д.С., адвоката Семина Е.С., потерпевшей Васильевой А.С. на приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 декабря 2019 года,  которым

КАРПОВ Дмитрий Сергеевич,  

*** несудимый,

 

осужден по части 1 статьи 111 Уголовного кодекса Российской Федерации к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Постановлено:

- меру пресечения в виде заключения под стражу оставить без изменения до вступления приговора в законную силу;

- срок отбытия наказания исчислять со дня вступления приговора в законную силу;

- зачесть в срок лишения свободы  время содержания Карпова Д.С. под стражей со 2 сентября 2019 года до вступления приговора в законную силу в соответствии с пунктом «б» части 3.1  статьи 72 УК РФ, из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима;

- взыскать с Карпова Д.С. в пользу В*** А.С. в счет возмещения морального вреда 10 000 рублей;

-  взыскать с Карпова Д.С. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в сумме 10 000 рублей, затраченные на оплату труда адвоката Семина Е.С. в ходе предварительного следствия.

Он же оправдан  по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 139 УК РФ, на основании  п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ и п.3 ч.2 ст. 302 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

Апелляционное представление отозвано государственным обвинителем в соответствии с ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции.    

Заслушав доклад судьи Басырова Н.Н., изложившего содержание обжалуемого приговора и существо апелляционных жалоб, обсудив доводы апелляционных жалоб,  выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Карпов Д.С. признан виновным в умышленном  причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.  

Преступление совершено 7 августа 2019 года в период времени с 07 часов до 09 час. 40 мин. в отношении потерпевшей В*** А.С. в Засвияжском районе г. Ульяновска  при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

Он же, оправдан по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 139 УК РФ, на основании  п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ и п.3 ч.2 ст. 302 УПК РФ, в связи с отсутствием в деянии состава преступления.

В апелляционной жалобе осужденный Карпов Д.С., соглашаясь с приговором в части оправдания по ч.1 ст. 139 УК РФ, не соглашается с его осуждением по ч.1 ст. 111 УК РФ, считая приговор в изложенной части незаконным и необоснованным. Полагает, суд нарушил принцип равноправия сторон, не учтя доводы защиты. Все выводы суда основаны исключительно на показаниях потерпевшей и свидетеля М***, которые, по мнению осужденного, путаются в своих показаниях, что вызывает сомнение в достоверности. Более того, их показания опровергаются показаниями свидетелей обвинения, а именно сотрудников ППС. Просит отменить приговор в части осуждения по ч.1 ст. 111 УК РФ.

В апелляционной жалобе адвокат Семин Е.С. в защиту интересов Карпова Д.С., полагает, что обвинительный приговор по эпизоду ч.1 ст. 111 УК РФ основан на недостоверных показаниях потерпевшей В*** и свидетеля М***, к которым суду следовало отнестись критически, поскольку они, по мнению защиты, не соответствуют действительности. Приводит показания осужденного, который изначально еще на стадии предварительного следствия указывал о том, что В*** с М*** распивали  спиртные напитки, на что он высказал потерпевшей претензию, на которую та отреагировала неадекватно, учинив скандал. В ходе скандала Карпов, не удержавшись, дважды ударил потерпевшую в область лица и лба. Потерпевшая В*** отрицала в суде факт употребления алкоголя, однако ее показания опровергнуты  показаниями свидетеля Щ*** Д.А. о том, что от нее пахло спиртным, а также сведениями карты вызова скорой медицинской помощи, где со слов В*** указано, что она употребляла спиртное. При таких обстоятельствах,  оценивать ее показания как достоверные и брать за основу нельзя, поскольку приговор  должен быть основан на допустимых, относимых и достоверных доказательствах. Считает, что факт доказанности того, что В*** 07.08.2019 употребляла спиртное, имеет существенное значение для правильного разрешения дела, однако этому обстоятельству судом оценка не дана. Из этого факта следует, что зачинщиком  ссоры была именно В***, а не Карпов. Показаниям осужденного суд не уделил должного внимания, оценка действиям Карпова Д.С. дана неверная.  Показания подзащитного, считает, более объективны. Учитывая, что М*** является подругой потерпевшей, этот факт может свидетельствовать о том, что В*** попросила М*** дать выгодные ей показания, в связи с чем, показания М***, полагает, не соответствуют действительности. Никакие доказательства обвинения, конкретно эти доводы защиты не опровергают. Сотрудники полиции М*** и Щ*** очевидцами получения телесных повреждений потерпевшей не были. По мнению автора жалобы, совокупность доказательств не была достаточной, а имеющиеся доказательства (показания В*** и М***й) являются недостоверными. Просит приговор в части признания Карпова виновным по ч.1 ст. 111 УК РФ отменить и вынести новый оправдательный приговор. 

В апелляционной жалобе потерпевшая В*** А.С. выражает категорическое несогласие с оправданием Карпова по ч.1 ст. 139 УК РФ. Настаивает на том, что он действовал против ее воли. Перед проникновение в жилище она высказывала нежелание впускать его. У Карпова ключей от квартиры не имелось, он не проживал с ней на протяжение длительного периода, не вел общий быт и хозяйство. Просит приговор в части оправдания  Карпова по ч.1 ст. 139 УК РФ отменить и вынести обвинительный приговор.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:     

- осужденный Карпов Д.С. и адвокат Семин Е.С. поддержали свои апелляционные жалобы, настаивая на необходимости вынесения оправдательного приговора и по ч.1 ст. 111 УК РФ, возразив против доводов жалобы потерпевшей В*** А.С.; 

- прокурор Чубарова О.В., не соглашаясь с доводами апелляционных жалоб, просила отказать в их удовлетворении, оставив приговор суда без изменения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав выступления участвующих лиц, судебная коллегия приходит к выводу, что приговор является законным, обоснованным и справедливым.    

Выводы суда о виновности  Карпова Д.С. в умышленном  причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, и получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.

Судом были исследованы и оценены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Все исследованные в судебном заседании доказательства в приговоре проанализированы.

Вина осужденного нашла свое полное подтверждение совокупностью согласованных между собой доказательств, признанных судом допустимыми и являющихся достаточными для признания осужденного виновным при обстоятельствах, установленных приговором суда.

Довод Карпова Д.С. о нанесении лишь двух ударов потерпевшей В*** А.С., которые не могли причинить тяжкий вред ее здоровью, проверялся судом первой инстанции и обоснованно признан  несостоятельным.

Указанный довод опровергнут совокупностью исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательств, которым, вопреки доводам жалоб, дана правильная оценка.

Выводы суда основаны на показаниях потерпевшей В*** А.С., которая последовательно свидетельствовала о том, что 07.08.2019, в то время когда она пыталась выпроводить осужденного из квартиры, находясь в прихожей, между ними возникла ссора, в ходе которой осужденный ударил ее рукой по голове, отчего она упала. Испугавшись, пыталась убежать, но  Карпов  нанес ей удар ногой в область спины, от которого она отлетела в угол зала. Не дав возможности подняться, Карпов стал наносить  многочисленные удары ногами, нанеся  не менее 3-4 ударов в область головы, не менее 5-6 ударов в область груди, не менее 3-х ударов в область живота, не менее 5-6 ударов ногой по ногам и рукам. Кроме того, Карпов схватил ее за волосы и ударил головой о дверь не менее 2-3 раз. Процесс избиения видела вошедшая в квартиру М***.

Свои показания потерпевшая в ходе предварительного следствия подтверждала на очной ставке  с Карповым Д.С., а также в ходе проверки показаний на месте, где она продемонстрировала механизм нанесения ударов осужденным. 

Суд обоснованно оценил эти показания как достоверные, положив в основу приговора, поскольку они согласуются с другими доказательствами по делу, в  связи с чем довод защиты о предшествующем совместном распитии потерпевшей с осужденным спиртных напитков не ставит под сомнение достоверность показаний В*** А.С. 

Свидетель М*** Ч.Р., будучи непосредственным очевидцем избиения, показала, что  07.08.2019 она шла на работу. Проходя мимо дома В***, с улицы услышала крики мужчины: «я тебя убью», и нецензурную брань. Испугавшись за потерпевшую, зашла в квартиру, входная дверь которой была открыта. Видела, как Карпов нанес В*** не менее  пяти ударов ногами в область живота и груди, затем  схватил ее за волосы и несколько раз ударил головой о стену. В этот момент она-М*** закричала, но Карпов продолжил избивать потерпевшую, нанеся  еще не менее 3-х ударов ногами в область живота и груди, а также не менее одного удара в область головы. Она-М*** выбежала на улицу и сообщила об избиении  находившимся неподалеку сотрудникам полиции.

На очной ставке с Карповым Д.С. свидетель М*** Ч.Р. подтверждала свои показания, продемонстрировав механизм нанесения телесных повреждений осужденным  потерпевшей В*** и на следственном эксперименте.

Свидетели М*** А.В. и Щ*** Д.А. – сотрудники полиции, показали, что 07.08.2019 около 09 час. 40 мин., когда они находились возле дома №*** по ул. Рябикова, к ним подбежала женщина, которая сообщила, что в кв. №1 д. №*** по ул. Рябикова избивают женщину. Они прошли по указанному адресу, где дверь открыла потерпевшая В***, лицо которой было в крови. В квартире на стенах и двери также имелись пятна крови. Ими был задержан находившийся в квартире Карпов.

Кроме того, указанные сотрудники отрицали наличие каких-либо признаков алкогольного опьянения у М*** Ч.Р., что опровергает довод осужденного об употреблении в квартире алкогольных напитков В*** и М***, что также отрицали последние. Наличие же запаха алкоголя изо рта потерпевшей В***, о чем свидетельствовал Щ*** Д.А., не указывает на лживость показаний потерпевшей относительно имевшегося факта ее избиения Карповым Д.С. Вместе с тем, потерпевшая не отрицала в суде факт совместного с осужденным употребления спиртных напитков 6 августа 2019 года.  

Показания потерпевшей согласованы и со сведениями протокола осмотра места происшествия, согласно которому в квартире №1 дома №*** по ул. Рябикова г.Ульяновска на полу, на двери, на стене обнаружены следы бурого цвета, похожие на кровь.

Согласно выводам судебно-медицинских экспертиз, у В*** обнаружены: закрытая тупая травма грудной клетки: повреждение ткани левого легкого с развитием левостороннего пневмоторакса (воздух в плевральной полости), которая причинила тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни; ушибленная рана мягких тканей волосистой части головы в лобной области, которая причинила легкий вред здоровью по признаку кратковременное расстройство здоровья; подкожное кровоизлияние в области левой половины лица, которое расценивается как повреждение, не причинившее вред здоровью согласно «Медицинским критериям определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», которые получены от воздействия тупого твердого предмета (предметов) и могли образоваться 07.08.2019.

При этом не исключается возможность причинения всех телесных повреждений у Васильевой при обстоятельствах, изложенных в протоколе проверки показаний на месте от 10.10.2019 с участием потерпевшей В*** А.С., в фототаблице к протоколу проверки показаний на месте от 10.10.2019, что объективно подтверждает показания потерпевшей.

Тщательный анализ и основанная на законе оценка доказательств, которые судом обоснованно  признаны  допустимыми, относимыми и достаточными, позволили суду правильно установить фактические обстоятельства совершенного осужденным преступления.

Дав надлежащую оценку совокупности исследованных доказательств, суд  пришел к правильному выводу о виновности Карпова Д.С. в умышленном  причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. 

Умысел осужденного на причинение именно тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, подтвержден фактическими обстоятельствами дела, характером и локализацией нанесенных ударов, а именно нанесение значительного количества  ударов в область расположения жизненно важных органов, в том числе ногами.  

Юридическая квалификация действиям осужденного Карпова Д.С. по части 1 статьи 111 УК РФ судом дана правильная. 

Проанализировав все представленные доказательства в совокупности по эпизоду незаконного проникновения в жилище потерпевшей В*** А.С., суд первой инстанции так же пришел к правильному выводу об оправдании Карпова Д.С. по данному эпизоду, вопреки доводу жалобы потерпевшей В*** А.С.  

В соответствии с ч. 3 ст. 14 УПК РФ, все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом, толкуются в пользу обвиняемого.  Исходя из требований  ч. 1 ст. 88 УПК РФ каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела.

В силу требований п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)" судам необходимо иметь в виду, что при незаконном проникновении в жилище умысел виновного должен быть направлен на нарушение права проживающих в нем граждан на его неприкосновенность. При решении вопроса о наличии у лица такого умысла следует исходить из совокупности всех обстоятельств дела, в том числе наличия и характера его взаимоотношений с проживающими в помещении, строении гражданами, способа проникновения и других.

Проанализировав представленные стороной обвинения доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что они не свидетельствуют о незаконном проникновении Карпова в жилище, и не подтверждают доводы стороны обвинения о  наличии у Карпова прямого умысла на незаконное проникновение в данное жилище. 

Одно лишь нежелание потерпевшей впускать в квартиру Карпова, с учетом  значительного периода совместного проживания в указанной квартире, ведения общего хозяйства, наличия общего имущества и совместного ребенка, учитывая  незначительный промежуток времени с момента их раздельного проживания, не свидетельствует о наличии в действиях Карпова состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 139 УК РФ

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены приговора суда.

Приговор соответствует требованиям статей 299, 304, 305-309 УПК РФ. В  нем  содержатся мотивированные  выводы о доказанности вины осужденного Карпова Д.С. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшей В*** А.С., дана правильная оценка всем исследованным в суде доказательствам, а также доводам осужденного и защиты. Описание преступного деяния соответствует требованиям п. 1 ст. 307 УПК РФ, судом указано место, время, способ совершения преступления, форма вины, мотив, а также действия осужденного, необходимые для квалификации. Каких-либо противоречий, сомнений и несоответствий фактическим обстоятельствам дела в нем не содержится.

В части оправдания по обвинению в незаконном проникновения в жилище В*** А.С., в  описательно-мотивировочной части приговора  указано существо предъявленного обвинения, изложены обстоятельства дела, установленные судом, приведены основания оправдания  и анализ доказательств, обосновывающих вывод суда о невиновности Карпова Д.С., приведены мотивы, по которым суд отверг доказательства, положенные в основу обвинения. Включение в приговор формулировок, ставящих под сомнение его невиновность в изложенной части, не допущено.

Наказание Карпову Д.С. в виде реального лишения свободы назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления,  данных о личности виновного, которые были исследованы в судебном заседании с достаточной полнотой и объективностью, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств,  влияния назначенного наказания на его исправление и на условия жизни семьи.

Судом учтены в качестве смягчающих обстоятельств частичное признание вины, раскаяние в содеянном, принесение извинений потерпевшей за содеянное,  состояние здоровья осужденного и его близких, наличие малолетних детей.              

У судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в правильности выводов суда об отсутствии возможности для применения положений ст. 64,  ст. 73, ст. 53.1  УК РФ, а также для изменения категории преступления на менее тяжкую.  

Выводы суда в изложенной части мотивированы, не согласиться с указанными выводами у судебной коллегии оснований не имеется.

Из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ, объективно и с соблюдением всех принципов уголовного судопроизводства. Все  ходатайства сторон, имеющие значение для правильного разрешения дела,   судом были разрешены в установленном порядке. Права осужденного, в том числе и право на защиту, на всех стадиях уголовного судопроизводства были соблюдены и реально обеспечены. Суд принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, не допустив и обвинительного уклона.

Гражданский иск разрешен судом правильно. Размер подлежащих взысканию с виновного денежных сумм в пользу потерпевшей определен на основании ст. ст.  151, 1099 – 1101 ГК РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, тяжести причиненных телесных повреждений, характера и степени перенесенных в результате этого физических страданий, материального положения, а также с учетом требований разумности и справедливости.  

Таким образом, существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, не допущено. В связи с чем, доводы апелляционных жалоб  удовлетворению не подлежат. 

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 декабря 2019 года в отношении Карпова Дмитрия Сергеевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи