Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание НПА-перечни
Документ от 02.03.2020, опубликован на сайте 18.03.2020 под номером 87027, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-122/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2 марта 2020 года                                                                      город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

с участием прокурора Шибанова А.А.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сурковой Галины Александровны о признании недействующим пункта 16170 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пункта 8186 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункта 6701 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства  архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27 ноября 2019г.,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

27 ноября 2017 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 157-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» (далее также приказ № 157-ПОД).

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-ПР «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» (далее также приказ № 192-ПР).

Указанными приказами определены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы (далее - перечни), являющиеся приложениями к приказам.

Суркова Г.А. обратилась в Ульяновский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими пункт 16170 приказа № 157-ПОД,  пункт 8186 приказа № 167-ПОД, пункт 6701 приказа № 192-ПР в части включения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018,  2019 и 2020  годы, принадлежащего ей объекта недвижимости  - здания с кадастровым номером ***.

Требования мотивировала тем, что указанный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 1.1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015г. № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» предусмотрена возможность включения в перечни имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимости, которые предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются  под размещение указанных объектов, при условии, что площадь указанных нежилых помещений составляет 150 и более кв.м. В данном случае в принадлежащем ей здании площадь помещений с назначением «общественное питание» составляет 108,79 кв.м.

Кроме того, указанные помещения фактически не используются для размещения объектов торговли и общественного питания ввиду ненадлежащего технического состоянии здания.

Включение принадлежащего  ей здания в перечни только на основании вида разрешенного использования земельного участка – «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» противоречит законодательству, поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не свидетельствует о том, что на таком земельном участке возможно расположение исключительно торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. 

Включение принадлежащего ей здания в перечни нарушает её права и законные интересы, поскольку приводит к возложению на неё обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.

В судебном заседании представитель административного истца         Хасянов Р.Р. заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Головлева О.В. в судебном заседании заявленные требования считала не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что приказы изданы в рамках компетенции Агентства и Министерства, оспариваемые нормативные акты не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов административного истца. Основанием для включения в перечень принадлежащих административному истцу объектов недвижимого имущества послужили данные из Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка и назначении здания. С 1 января 2019 года полномочия по формированию перечня возложены на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Суркова Г.А. и представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт на здание по адресу: Ульяновская область, ***, заслушав заключение прокурора Шибанова А.А., полагавшего административное исковое заявление  не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, действовавшее на момент издания оспариваемых актов.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказами Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от          27 ноября 2017 года, № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утверждены перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы.

Пунктом 16170 перечня, являющегося приложением к Приказу № 157-ПОД, и пунктом 8186 перечня, являющегося приложением к Приказу № 167-ПОД, в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2018 и 2019 годы, включен принадлежащий истцу объект недвижимости – здание с кадастровым номером ***, расположенные по адресу: ***.

Приказ № 157-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 89 от  30 ноября 2017 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 от  29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019г.)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством издан приказ № 192-П от 27 ноября 2019 г., которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020 год. Пунктом 6701 в указанный перечень включено принадлежащее  истцу здание, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***.

Нормативный правовой акт опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 от 30 ноября 2019г. и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорный объект недвижимости был включен в перечни уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 4 ст. 378.2 НК РФ указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктам 2 и 7 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, а также перечень указанных объектов недвижимости определяется законом субъекта Российской Федерации после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно ст. 1.1 указанного закона на территории Ульяновской области налоговая база как кадастровая стоимость определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Суркова Г.А. с 2003г. и до 20 января 2020г. являлась  собственницей здания площадью 433,15 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** Указанное здание 1972 года постройки. Изначально  было возведено как здание столовой.

С 22 января 2014г. и по 20 января 2020г. Суркова Г.А. являлась собственницей земельного участка по этому же адресу. Вид разрешенного использования земельного участка – для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.  

Здание было включено в Перечни на основании поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о виде разрешенного использования земельного участка, а также  наименования здания – нежилое здание.

Довод истца о том, что здание не могло быть включен в Перечни, поскольку площадь помещений в нем с назначением «общественное питание» составляет менее 150 кв.м, основан на неверной трактовке законодательства.

Для включения в перечень имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая стоимость, в расчет принимается общая площадь здания.  В данном случае  площадь принадлежавшего истцу здания составляет 433,15 кв.м. Из указанной общей площади здания 108,49 кв.м (что соответствует 25,14% от общей площади здания) предназначено для использования под общественное питание.  Таким образом, здание правомерно было включено в перечни имущества,  налоговая база в отношении которого определяется исходя из его кадастровой стоимости.

Довод истца о том, что принадлежавшее ему здание фактически не использовалось под объект общественного питания или торговли ввиду ненадлежащего технического состояния здания, правового значения для рассмотрения дела не имеет.  Достаточным основанием для включения объекта в перечень недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется исходя из его кадастровой стоимости,  является то, что здание или помещения в нем предназначены для размещения  в них объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.  

Таким образом, принадлежавшее истцу здание правомерно было включено в Перечни видов имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость, на 2018, 2019 и 2020 годы. Оснований для признания нормативных правовых актов недействующими не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления Сурковой Галины Александровны о признании недействующим пункта 16170 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 157-ПОД от 27 ноября 2017 года; пункта 8186 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года; пункта 6701 перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства  архитектуры Ульяновской области № 192-ПР от 27 ноября 2019г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                          Трифонова Т.П.