Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Взыскание налога и пени
Документ от 03.03.2020, опубликован на сайте 10.03.2020 под номером 86988, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                     Дело № 33а-718/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                          3 марта  2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Латыпова Рамиля Рафкатовича – Хайруллина Радика Рафиковича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 18 октября 2019 года по делу № 2а-3824/2019, по которому постановлено:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ульяновска  удовлетворить.

Взыскать с Латыпова Рамиля Рафкатовича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ульяновска задолженность по обязательным платежам и санкциям в сумме 176 518 руб.                    14 коп., а в доход местного бюджета госпошлину в сумме 4730 руб. 36  коп.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения  представителей Инспекции Федеральной налоговой  службы  по Ленинскому району  города Ульяновска  - Исхаковой Ю.А. и Маняпова Л.Б., полагавших решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

Инспекция Федеральной налоговой  службы  по Ленинскому району  города Ульяновска (далее по тексту  ИФНС России по  Ленинскому  району г.Ульяновска)  обратилась  в суд с административным иском к Латыпову  Р.Р. о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме  176 518 руб. 14 коп.

В обоснование требований указала, что Латыповым  Р.Р.  11.05.2018 была представлена   налоговая декларация на доходы физических лиц за 2017 год, по которой было заявлено о получении им в 2017 году дохода в сумме                1 000 000 руб. от продажи квартиры, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул.К***, д. ***, кв.*** и находившейся в собственности заявителя менее 5 лет. Сумма налогов  к уплате  по данным декларации составила 0 руб.

15 августа 2018 года была предоставлена  уточненная  налоговая декларация, в которой указана сумма дохода - 0 руб.

По результатам камеральной проверки в отношении Латыпова Р.Р. принято решение № *** от 16.01.2019 «О привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение», в соответствии с которым  произведено начисление  ответчику   налога на  доходы физических лиц  137 283 руб., пени по НДФЛ  -  6244 руб. 09 коп.,  штрафа по п.1 ст. 119 Налогового кодекса  Российской Федерации 3432 руб. 08 коп., штрафа по п.1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации  27 456 руб. 06 коп.

Решение было вручено представителю административного ответчика 18.01.2019, не обжаловалось и вступило в законную силу.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени за неисполнение (несвоевременное исполнение) обязанности по уплате налогов: по налогу на имущество за период с 01.12.2015  по 26.02.2019 в сумме 26 руб. 05 коп.,  по транспортному налогу  за период с 02.12.2016  по 26.06.2018  в сумме 10 850 руб. 57 коп.,  оплачены частично, остаток задолженности  по пени составляет 622 руб. 27 руб.; по НДФЛ за период с 17.01.2019  по 26.02.2019 в сумме 1454 руб. 06 руб.

Ответчику было направлено требование об уплате налога и пени, которое  им  не исполнено.

03.07.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ  о  взыскании с  Латыпова   Р.Р.  задолженности, который  был отменен  определением мирового судьи от 10.07.2019.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Латыпова Р.Р. – Хайруллин Р.Р. не соглашается с вынесенным решением. В обоснование указывает, что в соответствии с административным исковым заявлением Латыпов Р.Р. не исполняет требование № ***, добровольный срок исполнения которого истекал 19.03.2019. Однако, реестр почтовой корреспонденции от 04.03.2019 не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку не содержит сведений о том, какие именно документы были направлены должнику. Факт ненаправления ответчику надлежащего требования и непредставление истцом допустимых  и бесспорных доказательств его направления свидетельствуют о том, что  административным истцом не  соблюден досудебный  порядок урегулирования  административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел, что является основанием для оставления административного  искового заявления без  рассмотрения.

В возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание Латыпов Р.Р.  не явился, о  месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Удовлетворяя административный иск ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска о взыскании с   Латыпова  Р.Р  недоимки по налогу, санкций, пени  суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган обратился в суд в установленные законом сроки, и, что налоговым органом верно исчислен налог на доходы физических лиц, а также пени.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что налоговый орган  обратился в суд  с настоящим  административным иском  в срок, установленный  ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В то же время решение суда об удовлетворении требований  административного истца о взыскании с  Латыпова Р.Р.  пени  по транспортному налогу за период с 02.12.2016 по 26.06.2018 в сумме  622 руб. 27 коп.   не может быть признано законным и обоснованным, поскольку оснований для взыскания пени  не имелось.

Как усматривается из материалов дела  11.05.2018  Латыповым Р.Р. была представлена первичная  налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2017 год, в которой было заявлено о получении им в             2017 году дохода в сумме 1 000 000 руб. от продажи  квартиры, расположенной по адресу: г.Ульяновск, ул. Красноармейская, д.109, кв.10 и находившейся в собственности заявителя менее 5 лет. Сумма налога к уплате по данным декларации составила 0 руб.

Налогоплательщиком  15.08.2018 была представлена уточненная налоговая декларация, в которой указана сумма дохода – 0 руб.

С первоначальной декларацией представлен договор купли-продажи квартиры от 13.01.2017 зарегистрированный в Росреестре 23.01.2017. Сумма сделки составляла 1 000 000 руб.

При проведении камеральной налоговой проверки, ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска было установлено, что  Латыпов Р.Р.  неверно рассчитал налоговую базу, тем  самым  в нарушение п.3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации  занизил налог  к уплате в бюджет в размере 137  283 руб.

Решением  ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска от 16.01.2019  № *** Латыпов Р.Р. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым произведено начисление ответчику НДФЛ в сумме 137 283 руб., пени по НДФЛ в сумме 6244 руб.09 коп., штрафа по НДФЛ в сумме 30 888 руб. 68 коп.

14 октября 2019 года  УФНС России по Ульяновской области вышеназванное   решение  ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска  оставлено  без изменения,  жалоба  Латыпова Р.Р. - без удовлетворения.

Требованием № ***  по состоянию на 27.02.2019  Латыпову  Р.Р.  было предложено погасить образовавшуюся задолженность  в срок до 19.05.2019, а также оплатить пени  по налогу на имущество  за период  с 01.12.2015 по 26.02.2019 в сумме 26 руб.05 коп., пени по транспортному налогу за период  с 02.12.2016 по 26.06.2018 в  сумме 622 руб. 27 коп.,  пени по НДФЛ  за период с 17.01.2019 по 26.02.2019 в сумме 1454 руб. 06 коп.

03.07.2019  мировой судья судебного участка № 8 Ленинского судебного района г.Ульяновска  вынес  судебный  приказ о взыскании с Латыпова  Р.Р. в пользу ИФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска обязательных платежей и санкций, который  был отменен  10.06.2019.

Какие-либо доказательства исполнения ответчиком обязательства по уплате требуемых налогов, штрафа, пени    не представлены.

Административный  истец просил взыскать с  Латыпова Р.Р.  пени по транспортному налогу за  2015  год  за период с 02.12.2016 по 26.06.2018  в  размере 622 руб. 27 коп.

Однако доказательств, что недоимка, на которую исчислены пени  может быть взыскана или была взыскана, или не истек срок для ее принудительного взыскания, суду не представлено.

Напротив, судебный приказ  мирового судья судебного участка № 8 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 12.05.2017 о взыскании  транспортного налога  за 2015 год отменен  21.08.2017.

При таких обстоятельствах, предъявление  административным истцом требований  о взыскании с Латыпова  Р.Р. пени в связи с неуплатой  транспортного налога за указанный налоговый период  является необоснованным.

Соответственно, принятое по делу решение о взыскании с административного  ответчика пени по транспортному налогу за  2015  год  за период с 02.12.2016 по 26.06.2018  в  размере 622 руб. 27 коп. является незаконным и подлежит отмене в силу ч. 2 ст. 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской  Федерации, как постановлено при ненадлежащей оценке установленных по делу обстоятельств.

Таким образом, административный иск ИФНС России по Ленинскому  району г.Ульяновска подлежит удовлетворению в части взыскания с административного  ответчика  налога на доходы физических лиц  в  сумме  137 283 руб., пени  по налогу  на доходы физических лиц  за период с  17.07.2018  по 26.02.2019 в  размере  7698 руб. 15 коп., штрафы по налогу на доходы физических лиц в сумме 30 888 руб. 68 коп., пени по налогу на имущество за период с 01.12.2015  по 26.02.2019 в сумме 26 руб. 05 коп. 

В остальной части  требования  налогового  органа удовлетворению не подлежат.

В силу положений ч.1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской  Федерации,                п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного  ответчика, исходя из удовлетворенной части иска, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере   4717 руб. 40 коп.

Доводы апелляционной жалобы о том, что у Латыпова  Р.Р. не возникло обязанности по уплате налога, так как требования об уплате налога он не получал, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Направление требования об уплате налога по почте заказным письмом в адрес   административного  ответчика   подтверждается материалами дела и обоснованно признано судом установленным. Оснований  для  оставления  административного  искового заявления без рассмотрения  у суда первой инстанции не имелось при установленных обстоятельствах дела.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  судебная коллегия
 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от  18 октября 2019 года   отменить.

Принять новое решение.

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ульяновска  удовлетворить частично.

Взыскать с Латыпова  Рамиля Рафкатовича  в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города  Ульяновска задолженность по  налогу на доходы физических лиц  в  сумме 137 283 руб., пени  по налогу  на доходы физических лиц  за период с  17.07.2018  по 26.02.2019 в  размере   7698 руб. 15 коп., штрафы  по налогу на доходы физических лиц в сумме 30 888 руб. 68 коп., пени по налогу на имущество за период с 01.12.2015  по 26.02.2019 в сумме 26 руб. 05 коп. 

Взыскать с  Латыпова  Рамиля Рафкатовича  в  доход местного бюджета государственную пошлину  в размере 4717 руб. 40 коп.

В остальной части иска отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: