УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Чапайкина Е.П. Дело № 33-861/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 февраля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Расторгуевой Л.О.
с участием прокурора Данилова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 декабря 2019
года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской
области, заявленные в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего Б***
Д*** В***, удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Б*** Д*** В*** лекарственным препаратом *** в соответствии с
назначением врача по рецепту от 01.10.2019 г. серии 7319I1 № 1000254070 (4 упаковки) с торговыми
наименованиями ***.
Решение обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении иска прокурора г.Димитровграда Ульяновской
области в защиту прав и законных интересов Б*** Д*** В*** к Федеральному
государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница
№172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к созданию
врачебной комиссии для оформления рецепта Б*** Д.В. на лекарственный препарат ***
с указанием торгового наименования *** в соответствии с медицинскими
показаниями отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения прокурора
Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, действуя в
интересах несовершеннолетнего Б*** Д.В., обратился в суд с иском к Федеральному
государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №
172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к созданию
врачебной комиссии для оформления рецепта в соответствии с медицинскими
показаниями, Министерству здравоохранения Ульяновской области о понуждении к
обеспечению лекарственным препаратом по рецепту в соответствии с назначением
врача.
В обоснование заявленных требований указал, что Б*** Д.В., ***
года рождения, является ребенком-инвалидом, которому поставлен диагноз ***.
Заболевание является генетическим детерминированным с необратимым нарушением
функций *** системы с высоким риском развития тяжелых, жизнеугрожающих
бактериальных инфекций и требует проведения регулярной и пожизненной
заместительной терапии препаратами *** для внутреннего введения.
01.10.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Б***
Д.В. выписан рецепт серии 7319I1
№ 1000254070 для получения лекарственного препарата *** 50 мг/мл/100 мл №1 (4
упаковки).
Согласно выписному эпикризу ГНЦ Центр иммунологии ФМБА
России, Б*** Д.В. необходима пожизненная терапия ***. В частности, при
обеспечении ребенка указанным лекарственным препаратом необходимо иметь в виду,
что обязательно тестирование препарата на ***, инфицирование которым смертельно
опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории РФ, относятся
препараты с торговыми названиями ***.
При обращении матери ребенка в аптечный пункт ОАО
«УльяновскФармация» в выдаче лекарства отказано ввиду отсутствия на складе.
Учитывая, что ребенок имеет индивидуальную непереносимость
лекарственных препаратов, ему рекомендован прием только лекарственных
препаратов с торговыми названиями ***, в связи с чем лечащий врач ребенка
должен был решить вопрос о создании врачебной комиссии.
Просил обязать ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России создать врачебную
комиссию для оформления рецепта Б*** Д.В. на медицинский препарат *** в
соответствии с медицинскими показаниями, обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** в
соответствии с назначением врача по рецепту от 01.10.2019 серии 7319I1 № 1000254070 (4 упаковки)
с торговыми наименованиями ***, в данной части обратить решение суда к
немедленному исполнению.
В судебном заседании старший помощник прокурора Душкова К.Б.
исковые требования, заявленные к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России не поддержала,
указав, что на настоящий момент при выписке Б*** Д.В. рецептов на медицинский
препарат *** лечащим врачом делается указание на обеспечение ребенка-инвалида
лекарственным препаратом с конкретными торговыми наименованиями ***,
рекомендованных к применению Б*** Д.В.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в
деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые
требования относительно предмета спора, было привлечено АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание
лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от
14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов,
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом
развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний.
Отмечает, что врачебная комиссия, которая приняла решение о наличии у Б*** Д.В.
побочных эффектов от приёма спорного лекарственного препарата, ФГБУЗ КБ №172
ФМБА не проводилась. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются
основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.
Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское
изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт.
Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет
обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в связи с чем они
не подлежат запасам впрок. Так же указывает на наличие срока действия рецептов.
Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство впрок Федеральный закон
от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.
327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела следует, что Б***
Д.В., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, ***, в связи с чем имеет
право на бесплатное получение всех лекарственных средств.
01.10.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Б***
Д.В. выписан рецепт серии 7319I1
№ 1000254070 для получения лекарственного препарата *** 50 мг/мл/100 мл №1 (4
упаковки). При этом, конкретное торговое наименование данного лекарственного
препарата не указано, на обороте рецепта имеется отметка о том, что рецепт
выписан по решению врачебной комиссии от 02.10.2019 № 273.
Как следует из материалов дела, указанный рецепт на
лекарственный препарат *** не обеспечен в связи с тем, что запрашиваемый
препарат поступил на склад АО «УльяновскФармация» в октябре 2019 года под
торговым наименованием ***, от получения которого законный представитель Б***
Д.В. – Быкова Н.А. отказалась.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении
на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению
Б*** Д.В. лекарственным препаратом *** с торговыми наименованиями *** по
рецепту от 01.10.2019, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение
Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно
необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении
прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В силу статьи 41 Конституции
Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую
помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств
соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1
Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона
в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в
соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации
утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том
числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по
решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских
изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для
детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1
части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных
средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным
перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.
При разрешении спора суд правильно
исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Б*** Д.В. бесплатно
на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на
Министерстве здравоохранения Ульяновской области.
Судебная коллегия соглашается с
выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Из Перечня жизненно необходимых и
важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №
2738-р, следует, что лекарственный препарат *** внесен в указанный перечень.
Судом установлено, что согласно
выписному эпикризу ГНЦ Института Иммунологии ФМБА России, Б*** Д.В., как
ребенку-инвалиду, которому выставлен диагноз ***, необходима пожизненная
регулярная заместительная терапия *** путем внутривенного введения в
поддерживающем режиме. При этом, при обеспечении ребенка указанным
лекарственным препаратом необходимо иметь в виду, что вводимые ребенку с
первичным *** должен обладать высокой степенью очистки и вирусной безопасности.
В частности, обязательно тестирование препарата на ***, инфицирование которым
смертельно опасно для ребенка. К таким ***, зарегистрированным на территории
Российской Федерации относятся препараты с торговыми наименованиями ***.
Пропуск заместительной терапии препаратами ВВИГ недопустим. Препарат должен
вводиться регулярно, ежемесячно.
Учитывая, что Б*** Д.В. имеет
ограничения по приему лекарственного препарата в плане возможности применения
препарата с конкретными торговыми наименованиями *** по причине индивидуальной
непереносимости иных лекарственных препаратов, была создана врачебная комиссия
с целью принятия решения о наличии у Б*** Д.В. побочных эффектов,
индивидуальной непереносимости на синонимы торговых наименований лекарственного
препарата ***, что отражено в рецепте от 01.10.2019.
Доводы жалобы ответчика об
обратном противоречат материалам дела.
Б*** Д.В. лекарственным препаратом
с торговыми наименованиями *** не обеспечен из-за его отсутствия в аптечной
сети. Доказательств наличия в аптечной сети лекарственного препарата с
торговыми наименованиями ***, рекомендованными к применению в период действия
выданного 01.10.2019 рецепта, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд
первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых
требований прокурора, заявленных в интересах Б*** Д.В., к Министерству
здравоохранения Ульяновской области, поскольку факт отсутствия в рецепте врача
конкретных торговых наименований лекарственного препарата *** не является
основанием для отказа в признании за Б*** Д.В. права на бесплатное обеспечение
данным лекарственным препаратом с конкретными торговыми наименованиями.
Утверждения Министерства
здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство
является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы в
части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке
льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в
компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно
Министерство не может отвечать за обеспечение Б*** Д.В. необходимыми ему
лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке
данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же их истцу произошла по
вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.
Пунктом 4 Постановления
Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена
обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от
форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и
изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный
перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических
и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в
обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей
бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства
Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения
Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения
Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения
Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению
лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и
медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и
лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и
специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний,
включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких
(орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни
гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от
получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2
Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими
изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит
обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов
для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том
числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того, что
Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено,
как не представлено доказательств и того, что невыдача Б*** Д.В. бесплатно
лекарственного препарата по льготному рецепту произошла по вине АО
«УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену
судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть
обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим
врачом, и выдача данных препаратов впрок ничем не предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые
требования в части, обязал ответчика обеспечить Б*** Д.В. лекарственным препаратом
только по выписанному врачом рецепту, т.е. не более того. Учитывая то, что
истец постоянно нуждается в применении указанного лекарственного препарата,
соответственно оснований полагать, что он будет обеспечен данным препаратом
сверх установленной нормы, не имеется.
Поскольку в ходе судебного
разбирательства прокурор уточнил исковые требования, требования к ФГБУЗ КБ №
172 ФМБА России не поддержал, а также принимая во внимание то, что в материалах
дела имеются сведения о своевременной выписке истцу рецептов на жизненно
необходимый медицинский препарат с указанием конкретных торговых наименований,
рекомендованных к применению Б*** Д.В. , суд правильно отказал в удовлетворении
иска к ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России. Решение суда в данной части сторонами не оспаривается.
Принимая решение о частичном удовлетворении
заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований
для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда
Ульяновской области в полном объеме не установлено.
Обстоятельства дела исследованы
судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам
дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом
правильно.
В силу изложенного решение суда
является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 декабря 2019 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения
Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: