Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 26.02.2020, опубликован на сайте 05.03.2020 под номером 86857, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-98/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

26 февраля 2020 года                                                                    г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Бреховой Инги  Анатольевны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л :

 

Брехова И.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением   об оспаривании кадастровой стоимости недвижимого имущества – земельного участка  с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***.

Требования мотивировала тем, что является собственницей ½ доли указанного земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка  определена в размере 6 644 355 руб. 84 коп.

Согласно отчету независимого оценщика № 88/19 от 26 ноября 2019г. рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 1 354 803 руб.

Результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости  застрагивают её права в сфере налогообложения. 

В связи с этим Брехова И.А. просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 2 497 837 руб.

После проведения по делу судебной экспертизы Брехова И.А. уточнила исковые требования – просила установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 2 671 936 руб.

В судебном заседании представитель истца –  Муртазин И.И. заявленные требования поддержал по изложенным в административном иске основаниям.   Кроме того, просил восстановить срок на оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку кадастровая стоимость на настоящий момент является актуальной. Очередная кадастровая оценка земельных участков на территории Ульяновской области не проводилась. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск не оспаривал право истца на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости путем установления его рыночной стоимости.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, был поставлен на государственный кадастровый учет 6 апреля 2011г.

2 мая 2012г. в соответствии с пунктом 2.1.17 Приказа Минэкономразвития РФ № 222 от 12 августа 2006г. «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» в государственный кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 6 644 355 руб. 84 коп, которая определена с применением удельного показателя кадастровой стоимости 1250 руб. 82 коп. за 1 кв, с учетом отнесения земельного участка к 9 группе видов разрешенного использования, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости – 6 апреля 2011г.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Полагает, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не может являться надлежащим ответчиком по делу, поскольку не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ульяновской области. 

Брехова И.А., Брехов В.В., представители Правительства Ульяновской области,  Администрации МО «город Ульяновск» в судебное заседание также не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Брехова И.А. является собственницей ½ доли земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. Вторым сособственником указанного земельного участка является Брехов В.В. (доля в праве собственности ½).

Земельный участок поставлен на кадастровый учет 6 апреля 2011г.

Кадастровая стоимость земельного участка определена на указанную дату в размере 6 644 355 руб. 84 коп. с применением  удельного показателя кадастровой стоимости 1250 руб. 82 коп.  (акт определения кадастровой стоимости филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области № 4822 от 2 мая 2012г.).  Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 2 мая 2012г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая дату внесения в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка (2 мая 2012г.), на момент обращения истца в суд с настоящим иском – 25 декабря 2019г., предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истек.

Вместе с тем суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью земельного участка,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 035/030-2020 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 6 апреля 2011г. составляет 2 671 936 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Бреховой Инги Анатольевны об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 6 апреля 2011г.,  в размере 2 671 936 руб. (два миллиона шестьсот семьдесят одна тысяча девятьсот тридцать шесть руб.).

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 25 декабря 2019г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.