Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Пересмотр кадастровой стоимости
Документ от 21.02.2020, опубликован на сайте 28.02.2020 под номером 86814, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-75/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

21 февраля 2020 года                                                                                  город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Шайхутдиновой К.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Татаренко Натальи Александровны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков на основании установления в отношении них рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Татаренко Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка, площадью 2121 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***; земельного участка, площадью 4919 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении них рыночной стоимости.

Требования мотивированы тем, что указанными объектами недвижимости истец владеет на праве собственности, является плательщиком земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г. утверждена в следующих размерах: участка с кадастровым номером *** – 2 566 363 руб. 35 коп., участка с кадастровым номером *** – 5 951 881 руб. 82 коп.

Согласно отчету независимого оценщика об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от 31 октября 2019 г. рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2011 г. составляет: участка с кадастровым номером *** – 1 608 591 руб., участка с кадастровым номером *** – 3 472 312 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости нарушает права административного истца, как владельца земельных участков, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

С учетом уточнения заявленных требований административный истец просил установить кадастровую стоимость принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в соответствии с заключением судебной экспертизы.

В судебном заседании представитель административного истца Баркова Е.В. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, пояснив, что заключение судебной экспертизы административным истцом не оспаривается. Также просила восстановить срок для обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве указал, что учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не принимало участие в проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и утверждении ее результатов.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в письменных возражениях указал, что разрешение заявленных требований по существу оставляет на усмотрение суда, не оспаривая право истца на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве указал на то, что возражений против пересмотра кадастровой стоимости земельных участков не имеет.

Представитель администрации города Ульяновска  в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, письменных возражений в суд не направил.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Татаренко Н.А.  является собственником земельного участка, площадью 2121 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***; земельного участка, площадью 4919 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***. Следовательно, Татаренко Н.А. является плательщиком земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков были внесены в ЕГРН   1 марта 2012 г., следовательно, пятилетний срок истек 1 марта 2017 г. С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости истец в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области не обращался, заявление подано им в суд 17 декабря 2019 г., то есть с пропуском срока.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельных участков, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца, очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от        18 января 2012 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость установлена на 1 января 2011 г. в следующих размерах: земельного участка с кадастровым номером *** – 2 566 363 руб. 35 коп., земельного участка с кадастровым номером *** – 5 951 881 руб. 82 коп.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью участков, рассчитанной независимым оценщиком, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 010/030-2020 от 4 февраля 2020 г. названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельных участков по состоянию на     1 января 2011 г. составляла: земельного участка с кадастровым номером *** – 1 656 501 руб., земельного участка с кадастровым номером *** – 3 841 739 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованными лицами заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Татаренко Натальи Александровны о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на           1 января 2011 г.:

- площадью 2121 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, в размере, равном его рыночной стоимости - 1 656 501 руб.;

- площадью 4919 кв.м, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***, в размере, равном его рыночной стоимости - 3 841 739 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 17 декабря 2019 г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                          Н.А. Пулькина