Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О перераспределении земельного участка
Документ от 18.02.2020, опубликован на сайте 28.02.2020 под номером 86771, 2-я гражданская, об оспаривании решения органов власти, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й     О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лёшина И.В.                                                                        Дело № 33а-843/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             18 февраля 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Кантеевой Галины Анатольевны на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 ноября 2019 года по делу №2а-1490/2019, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Кантеевой Галины Анатольевны к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и возложении обязанности утвердить схему перераспределения земельного участка отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кантеева Г.А. обратилась в суд с административным иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области (далее по тексту – МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области), Муниципальному учреждению Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка и возложении обязанности утвердить схему перераспределения земельного участка.

Требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** общей площадью 553 кв.м, расположенный по адресу: ***. Она неоднократно обращалась к уполномоченному органу о перераспределении земельного участка, но каждый раз получала отказ.

Письмом административного ответчика от 23.08.2019 ей отказано в удовлетворении заявления с указанием на возможность формирования самостоятельного земельного участка. При этом также приписано, что перераспределяемый земельный участок граничит с оврагом, в связи с чем не может быть предоставлен в собственность.

Считала, что отказ ответчика в перераспределении земельного участка создает препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации ее законных интересов, гарантированных Конституцией РФ, не отвечает требованиям норм Земельного кодекса РФ.

Просила признать незаконным отказ в перераспределении земельного участка, выраженный в письме, подписанном главой администрации МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области Косариновой С.А. от 23.08.2019 исх.№ 2686; возложить на МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области обязанность утвердить схему перераспределения земельного участка на основании заявления от 16.08.2019, поданного через МФЦ.

Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Муниципальное учреждение Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц ФГБУ ФКП Росреестра по Ульяновской области, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Кантеева Г.А. не соглашается с решением суда. 

В обоснование доводов жалобы указывает, что при рассмотрении дела судом не принято в качестве доказательства по делу технико-экономическое обоснование, подготовленное ООО «Проектный центр Факел». Вывод суда о том, что руководителем данной организации является ***., дочь ее представителя, в связи с чем заключение не может быть принято в качестве надлежащего доказательства по делу, является необоснованным. Она не состоит в родственных отношениях с ***., кроме этого, судом перед участниками не ставился вопрос о назначении судебной экспертизы.  Она и члены ее семьи более 15 лет пользуются спорным земельных участком. Несмотря на расположение в оползневой зоне никаких проблем с земельным участком не возникало. 

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.

Так, подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.

Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.

Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 названного Кодекса.

Таким образом, если перераспределение участка происходит за счет иных земель, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок, данное обстоятельство, в силу положений подп. 9 п. 9 ст. 39.29 Земельного  кодекса Российской Федерации, является основанием для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Судом установлено, что Кантеевой Г.А.  принадлежит  земельный участок площадью 553 кв.м, с кадастровым номером ***, расположенный по адресу***,  категория земель: для ведения личного подсобного хозяйства,   а   также   жилой дом площадью 101,2 кв.м с кадастровым номером *** по адресу: ***, находящиеся в  территориальной зоне Ж-1 в соответствии с «Правилами землепользования и застройки  муниципального образования «Город Новоульяновск», утв. решением  Городской Думы МО «Город Новоульяновск» 29.08.2013 №73.

16.08.2019  Кантеева Г.А. в лице ее представителя  Новрузбековой О.А. через МФЦ  обратилась  в МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области с заявлением о перераспределении земельного участка с  целью формирования земельного участка площадью 974 кв.м из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и  земельного  участка  с кадастровым номером ***, площадью 553 кв.м.

МУ «Администрация МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области отказала Кантеевой Г.А.  в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ***, поскольку из земель, государственная собственность на которые  не разграничена, можно сформировать самостоятельный земельный участок, что следует из письма от 23.08.2019

Кроме того, указано, что участок в границах, указанных в схеме  расположения, граничит с оврагом, что также не позволяет  его предоставление  в собственность.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции  пришел к выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка принято в соответствии с законом и прав административного истца не нарушает.

C выводами суда соглашается и судебная коллегия.

В соответствии с частями 1-3  статьи 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования подразделяются на:

1) документы территориального планирования Российской Федерации;

2) документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации;

3) документы территориального планирования муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки  муниципального образования «Город Новоульяновск», утв. решением  Городской Думы МО «Город Новоульяновск» 29.08.2013 №73 территориальная зона Ж-1 - "Зоны застройки индивидуальными жилыми домами", в которой расположен испрашиваемый земельный участок, имеет градостроительный регламент с определением минимальных и максимальных размеров для формирования земельного участка.

Согласно указанному градостроительному регламенту к основным видам разрешенного использования, параметрам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальной зоне Ж-1 отнесены: индивидуальные  жилые дома; индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками; личное  подсобное хозяйство; сады, огороды и т.п.

При этом  минимальная площадь земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства,  составляет 400 кв.м.

Площадь земельного участка (состоящего из находящегося в муниципальной собственности и частично государственная  собственности  на который не разграничена), испрашиваемого к формированию путем перераспределения земельных участков, составляет 421 кв.м, что позволяет сформировать самостоятельный земельный участок для его использования под индивидуальное жилищное строительство либо иной вид разрешенного использования в территориальной зоне Ж-1.

Учитывая, что минимальная площадь земельных участков при их предоставлении для индивидуального жилищного строительства  составляет 400 кв.м,  у  административного ответчика имелись основания для отказа в перераспределении земельного участка.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 июня 2017 года N 1266-О, согласно которой положения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации ограничивают возможность предоставления в порядке перераспределения земельных участков, относящихся к публичной собственности, если из них могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке. При этом возможность формирования самостоятельных земельных участков определяется в каждом конкретном случае с учетом требований, изложенных в статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в иных правовых актах (включая документы территориального планирования, правила землепользования и застройки), отказ же в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должен быть обоснованным.

Доводы административного истца о невозможности формирования самостоятельного земельного участка из указанного Кантеевой Г.А. в схеме размещения земельного участка в силу имеющейся площади и конфигурации, по мнению суда, материалами дела не подтверждены.

Технико-экономическому обоснованию земельного  участка по адресу: ***, подготовленному ООО «ПЦФ», представленному административным истцом, не являющемуся документом, подтверждающим невозможность проведения межевых работ по формированию самостоятельного земельного участка из испрашиваемого административным истцом, судом дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

В отсутствие иных достоверных доказательств со стороны истца, суд первой инстанции обоснованно  не принял  указанный документ  в качестве достоверного.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истребуемый  земельный участок  площадью 421 кв.м фактически используется  более 15 лет материалами дела не подтверждаются и не влияют на выводы  о законности решения, принятого административным ответчиком.

Вступившим в законную силу решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 августа 2019 года, копия которого исследовалась судом и приобщена к материалам дела,  на  Кантееву Галину Анатольевну возложена обязанность освободить самовольно занятый земельный участок площадью 233,5 кв.м, расположенный по адресу: *** путем демонтажа ограждения из металлического профилированного листа протяженностью 10 м с северо – восточной стороны земельного участка граничащего с местами общего пользования (л.д.74-77).

Как установлено судом по данному делу, 4 мая 2017 года по результатам проверки МУ Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Город Новоульяновск» в адрес Кантеевой Г.А. было вынесено предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства  со сроком исполнения до 24 ноября 2017 года включительно и  освобождении занимаемого земельного участка либо представлении оформленных в установленном законом порядке правоустанавливающих документов на земельный участок. Данное предписание исполнено ответчицей не было.

Площадь огороженного Кантеевой Г.А.  земельного участка  составляет 786,5 кв.м.  Земельный участок, площадью 233,5 кв.м, относится к землям, находящимся в муниципальной собственности.

Самовольное занятие земельного участка произошло путем установления Кантеевой Г.А. забора из профилированного листа по земельному участку, что привело к ограничению доступа на данный участок иных лиц.

Остальная часть земельного участка, как следует из дела, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

Соглашаясь с выводом суда об отказе в иске, судебная коллегия  принимает во внимание указанные выше выводы суда  и учитывает, что площадь истребуемого  Кантеевой Г.А. земельного участка  не соответствует    площади самовольного занятого ею земельного участка и превышает минимальную площадь земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства.

Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.

Принятое по делу решение является правильным. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 3 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 ноября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кантеевой Галины Анатольевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий               

 

Судьи: