У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Зотова Л.И.
Дело № 33а-838/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
18 февраля
2020 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Смирновой Ю.В., Камаловой Е.Я.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционному представлению прокурора Барышского района Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24
октября 2019 года, с учетом дополнительного решения от 29 ноября 2019 года по
делу № 2а-403/2019, по которому постановлено:
административное
исковое заявление прокурора Барышского района
Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации
муниципального образования «Барышский район»,
Администрации муниципального образования «Земляничненское
сельское поселение» и обществу с ограниченной ответственностью «Центр
экологических технологий» о признании незаконным бездействия, выраженного в
непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на
земельном участке с кадастровым номером *** и возложении обязанности
ликвидировать данную несанкционированную свалку оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И. – поддержавшего доводы апелляционного
представления, представителя
администрации МО «Барышский район» и администрации МО «Земляничненское
сельское поселение» - Чумбуридзе И.Г., полагавшего
решение суда законным и обоснованным,
представителя ООО «Горкомхоз» - Мартыновой
Ю.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия
установила:
прокурор Барышского района Ульяновской
области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с
административным иском к Администрации муниципального образования «Барышский район», Администрации муниципального образования
«Земляничненское сельское поселение» о признании
незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по ликвидации
несанкционированной свалки и возложении обязанности ликвидировать
несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке с кадастровым
номером ***.
Требования мотивированы тем, что на территории района имеется
несанкционированный полигон твердых коммунальных отходов, расположенный в
восточной части г. Барыша, на земельном участке с кадастровым номером ***,
собственность на который не разграничена, с октября 2013 года кому-либо во
владение и пользование не передавался.
Прокуратурой района установлено, что полигон и земельный участок под
ним не включен в государственный реестр объектов размещения отходов,
расположенных на территории Ульяновской области. Полигон не имеет ограждения,
контрольно-пропускной режим отсутствует, в связи с чем, на его территорию стихийно
свозится мусор, класс опасности которого не устанавливается. В связи с
несоблюдением правил хранения и утилизации бытовых отходов на территории
полигона происходят неконтролируемые факты возгорания мусора. Кроме того,
находящиеся на полигоне твердые коммунальные отходы, не сортируются, не
утилизируются и не изолируются слоем грунта, мероприятия, направленные на
соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, рекультивации почвы,
сохранению подземных и поверхностных вод, не разрабатываются и не проводятся.
Таким образом, администрация МО «Барышский
район» фактически устранилась от обязанности по надлежащему содержанию объекта
размещения коммунальных отходов, а также земельного участка, собственность на
который не разграничена. От решения вопросов, связанных с ликвидацией незаконно
образованной стихийной свалки отходов, уполномоченные должностные лица
администрации района уклоняются. В связи с существенными нарушениями санитарно-
эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для
неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье
населения г. Барыша Ульяновской области, кроме того, создаются предпосылки для
распространения возбудителей инфекционных заболеваний.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении
администрацией МО «Барышский район», администрацией
МО «Земляничненское сельское поселение» обязанности
по надлежащему содержанию объекта размещения ТБО.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ООО «Центр экологических технологий», в
качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Горкомхоз»,
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Барышского
района не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное.
Считает ошибочным вывод суда о том, что ликвидация несанкционированных
свалок находится в ведении субъекта Российской Федерации, поскольку не соответствует действующему
законодательству.
Ссылается на примечания к п.7.8 ГОСТа
30772-2001 согласно которому, в случае, если собственник отходов не установлен,
то собственниками отходов являются органы местного самоуправления, юридические
лица и индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых
эти отходы находятся.
Указанная свалка не относится к числу вновь образованных, функционирует
более 20 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора
возлагались на органы местного самоуправления. Захламления образовались в
течение длительного, неоднократного сброса бытовых отходов, в том числе и по
согласованию с администрацией МО «Барышский
район».
В возражениях на апелляционное представление прокурора ООО «Горкомхоз» полагает, что решение суда подлежит отмене в
части.
В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора Федечко
Ф.И., представителя администрации МО «Барышский
район» и администрации МО «Земляничненское
сельское поселение» - Чумбуридзе И.Г., представителя ООО «Горкомхоз»
- Мартыновой Ю.А., другие лица,
участвующие в деле, не явились, извещены
надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
лиц согласно ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции
установлено, на территории Барышского района
имеется несанкционированный полигон твердых коммунальных отходов, расположенный
в восточной части г. Барыша, на земельном участке с кадастровым номером ***
собственность на который не разграничена.
С октября 2013 года
данный земельный участок кому-либо во владение и пользование не передавался, полигон и земельный участок под ним не включен
в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенных на
территории Ульяновской области.
Полигон
не имеет ограждения, контрольно-пропускной режим отсутствует, в связи с чем, на
его территорию стихийно свозится мусор, класс опасности которого не
устанавливается. В связи с несоблюдением правил хранения и утилизации бытовых
отходов на территории полигона происходят неконтролируемые факты возгорания
мусора. Находящиеся на полигоне твердые коммунальные отходы не сортируются, не
утилизируются и не изолируются слоем грунта, мероприятия, направленные на соблюдение
санитарно-эпидемиологических требований, рекультивации почвы, сохранению
подземных и поверхностных вод, не разрабатываются и не проводятся.
Свалка,
расположенная на земельном участке *** (г. Барыш- Восточный), количество ТКО 60
000 куб.м, включена в Реестр мест несанкционированного складирования ТКО на
территории Ульяновской области (приложение 9).
Органом государственной власти Ульяновской области определен
региональный оператор по обслуживанию территории г. Барыш - региональный
оператор 1 (ООО «Горкомхоз»).
В пункте 6
Территориальной схемы обращения с отходами,
в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ульяновской
области, утвержденной Приказом
Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области от 28.12.2017 № 50-од указано, что сведения
о расположении в зоне деятельности региональных операторов земельных участков,
на которых складированы твердые коммунальные отходы и которые не предназначены
для этих целей, количестве твердых коммунальных отходов, складированных в таких
местах (несанкционированные свалки), представлены в приложении 9 «Реестр мест
несанкционированного складирования ТКО на территории Ульяновской области».
Ответственные лица за ликвидацию свалок и рекультивацию земельных участков не
выявлены. Ликвидация несанкционированных свалок будет осуществлена путем
проведения конкурсной процедуры в течение 2018 - 2020 годов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора суд первой
инстанции пришел к выводу о том, что
проведение мероприятий по
ликвидации несанкционированных свалок находится в ведении субъекта
Российской Федерации, в соответствии с действующим
законодательством в настоящее время на орган местного самоуправления не возложена обязанность по сбору и вывозу
твердых бытовых отходов.
С таким выводом судебная
коллегия согласиться не может.
В
соответствии с ч. 1 ст. 22
Федерального закона от 30.03.1999 №
52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы
производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию,
обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых
должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые
должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В
соответствии с требованиями п. 7.8
Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины
и определения. ГОСТ 30772-2001», введенных в действие Постановлением
Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст собственником отходов является:
юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в
собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку,
переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы
местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели,
ответственные на территории которых эти отходы находятся.
В
силу п. 1 ст. 8
Федерального закона от 24.06.1998 №
89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», действующего на момент возникновения
спорных правоотношений, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с
отходами отнесено, в числе прочего,
участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и
транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих
поселений. В редакции, действующей на
момент вынесения решения суда, к полномочиям органов местного самоуправления
городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами
отнесено создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных
отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации
случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы
размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение
реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация
экологического воспитания и формирования экологической культуры в области
обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии
с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального
района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе
раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях
соответствующих муниципальных районов;
Согласно
ст. 2
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории
поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных
правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий
по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов
благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий
проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического
состояния территории, и относится к вопросам местного значения, предусмотренных
статьей 14
названного Закона.
В
соответствии с Правилам благоустройства
на территории МО «Барышское городское поселение»,
утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» от 26.04.2010 № 27/141-1 физические и
юридические лица независимо от их
организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и
качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве
собственности или ином вещном праве земельных участков и
прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством,
настоящими Правилами и порядком сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов,
утвержденных решением Совета депутатов поселения.
Организацию
уборки иных территорий осуществляет администрация муниципального образования по
соглашениям со специализированными организациями в пределах средств,
предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования (п.
3.3).
С
учетом изложенного, органы местного самоуправления, пока не установлены иные
лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на
окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких
последствий - несанкционированной свалки на вышеуказанном земельном участке.
Органы
местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины
образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности
которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.
Несанкционированные
свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. В
соответствии со ст. 3 Федерального закона
от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ответственность за
обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на
подведомственной территории несет орган местного самоуправления.
Соглашение
с третьими лицами по исполнению тех или иных обязанностей не освобождает органы
местного самоуправления от исполнения обязанностей установленных законом.
Указанная
свалка не относится к числу вновь образованных, функционирует
около 20 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора
возлагались на органы местного самоуправления. Захламление образовалось в течение длительного,
неоднократного сброса бытовых отходов, которые при надлежащей организации
контроля со стороны администрации МО «Барышский
район» должны были своевременно
выявляться и пресекаться.
В
соответствии с п.1,4 ч.2
ст.310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации
решение суда в части отказа в
удовлетворении административного иска прокурора Барышского
района к администрации муниципального
образования «Барышский район» подлежит отмене с принятием в этой части
нового решения об удовлетворении
административного иска прокурора
Барышского района Ульяновской области в интересах
неопределенного круга лиц.
В
остальной части решение следует оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Барышского городского суда
Ульяновской области от 24 октября 2019 года, с учетом дополнительного решения
от 29 ноября 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении
административного иска прокурора Барышского района к администрации муниципального образования «Барышский район».
Принять в этой части новое решение об удовлетворении административного иска прокурора Барышского
района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц.
Признать
незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район» выраженное в непринятии мер по
ликвидации несанкционированной свалки,
расположенной на земельном участке с кадастровым номером ***.
Обязать
администрацию муниципального образования
«Барышский район»
ликвидировать в течение шести месяцев несанкционированную свалку,
расположенную на земельном участке с
кадастровым номером ***.
В остальной части решение
оставить без изменения,
апелляционное представление прокурора
Барышского района – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: