Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 03.02.2020, опубликован на сайте 12.02.2020 под номером 86334, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-40/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3 февраля 2020 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  общества с ограниченной ответственностью «СпецСплав» к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, 

 

у с т а н о в и л :

 

ООО «СпецСплав» обратилось в суд с административным иском к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Росреестра по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером *** и здания с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: Ульяновская область, Старомайнский район, р.п. Старая Майна, ул. Строителей, 5Д, в размере их рыночной стоимости.

Требования мотивировало тем, что является собственником здания и земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2011г. в размере 2 509 811 руб. 47 коп. Вместе с тем согласно отчету ООО «Многопрофильный деловой центр» № с15716-2 от 30 октября 2019г.  рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011г. составляет  814 954 руб. 86 коп.

Кадастровая стоимость здания определена по состоянию на 12 сентября 2013г. в размере 8 031 139 руб. 91 коп. Вместе с тем рыночная стоимость здания согласно отчету ООО «Многопрофильный деловой центр» от 30 октября 2019г. №с15716-1 по состоянию на 12 сентября 2013г.  составляет 2 785 877 руб. 38 коп.

Результаты  определения кадастровой стоимости здания и земельного участка застрагивают права общества в сфере налогообложения.

В связи с этим общество просило восстановить срок для оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости и установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в размере 814 954 руб. 56 коп.,   установись  кадастровую стоимость здания в размере его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013г.  в размере 2 785 877 руб. 38 коп.

В судебное заседание участники процесса не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве на административный иск указал, что 5 марта 2014г. в соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минэкономразвития России № 113 от 18 марта 2011г. «Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в  случае, если в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки  осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) качественный и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости» была внесена  кадастровая стоимость здания в размере 8 031 139 руб. 91 коп. Кадастровая стоимость определена с применением  среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости 8904 руб. 69 коп. за  1 кв.м, установленного для нежилого здания и утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об утверждении результатов определения  кадастровой стоимости  объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости – 12 сентября 2013г.

29 февраля 2012г. в ГКН в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов» была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 2 509 811 руб. 47 коп. с удельным показателем в размере 540 руб. 21 коп. за 1 кв.м, установленным для 9 группы видов разрешенного использования. Дата определения кадастровой стоимости 1 января 2011г.

Ссылаясь на п. 7 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указывает, что ответчиками по делу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, является государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку орган регистрации  прав участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки не принимал, он не может быть ответчиком оп делу. В данном случае сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти Ульяновской области. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в письменных  возражениях на иск также указал на то, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку своими действиями прав истца не нарушало. Право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает.

19 ноября 2019г. истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости. Однако в связи с истечением предусмотренного законом 5-летнего срока для оспаривания результатов кадастровой оценки истцу было сообщено о  невозможности принятия его заявления  к рассмотрению Комиссии. 

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве на иск указал на то, что в данном случае истец реализует предоставленное ему законом право на альтернативный  способ определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, против чего Правительство Ульяновской области не возражает.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество организаций  устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 статьи 373 НК РФ, налогоплательщиками налога  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.

Согласно статье 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

В силу статьи 1 Закона Ульяновской области от 2 сентября 2015 г. № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» настоящий Закон устанавливает и вводит в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определяет особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговую ставку налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусматривает налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Материалами дела установлено, что ООО «СпецСплав» является собственником земельного участка с кадастровым номером *** и нежилого здания с кадастровым номером ***, расположенных  по адресу: ***.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 2 509 811 руб. 47 коп. с удельным показателем в размере 540 руб. 21 коп. за 1 кв.м, установленным для 9 группы видов разрешенного использования. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2011г. Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка  - 29 февраля 2012г.

Кадастровая стоимость здания была определена в размере 8 031 139 руб. 91 коп. с применением  среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости 8904 руб. 69 коп. за  1 кв.м, установленного для нежилого здания и утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об утверждении результатов определения  кадастровой стоимости  объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости – 12 сентября 2013г.  Дата внесения в ГКН сведений о кадастровой стоимости здания - 5 марта 2014г.

19 ноября 2019г. ООО «СпецСплав» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области по вопросу пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании установления в отношении них рыночной стоимости. Однако в связи с истечением предусмотренного законом 5-летнего срока для оспаривания результатов кадастровой оценки истцу было сообщено о  невозможности принятия его заявления  к рассмотрению Комиссии (уведомление Комиссии от 20 ноября 2019г.).

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая приведенные выше даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости, предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости на момент обращения административного истца с настоящим иском в суд (4 декабря 2019 года) истек.

Вместе с тем суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость объектов недвижимости, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью объектов недвижимости,  определенной на основании представленных истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 258/030-2019 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011г., составляет 864 156 руб.

Рыночная стоимость здания с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 12 сентября 2013г. составляет 3 045 068 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

В данном случае суд полагает необходимым установить кадастровую  стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, в размере, определенном заключением судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «СпецСплав» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости  удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г.,  в размере 864 156 (восемьсот шестьдесят четыре тысячи сто пятьдесят шесть) руб.

Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ******, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013г., в размере 3 045 068 (три миллиона  сорок пять тысяч шестьдесят восемь) руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки объектов недвижимости считать 19 ноября  2019г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: *** и здания с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.