Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание приостановления гос.регистрации
Документ от 28.01.2020, опубликован на сайте 18.02.2020 под номером 86331, 2-я гражданская, о признании решения о приостановлении осуществления государственного учета незаконным и возложении обязанности,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья  Кузнецова М.С.                                                                  Дело № 33а-607/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      28 января 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе кадастрового инженера Кибакина Максима Михайловича на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 5 ноября 2019 года по делу №2а-1258/2019, по которому постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований кадастрового инженера Кибакина Максима Михайловича к межмуниципальному отделу по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области, государственному регистратору Дорофеевой Елене Владимировне, Управлению Росреестра по Ульяновской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка от 21 июня 2019 года № *** и возложении обязанности провести государственный кадастровый учет, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я.,  пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  Логиновой А.М.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, Узденова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кадастровый инженер Кибакин М.М. обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области с административным иском к межмуниципальному отделу по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области о признании незаконным уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка от 21 июня 2019 года № *** и возложении обязанности провести государственный кадастровый учет.

В обоснование административных исковых требований указал, что 21 июня 2019 года межмуниципальным отделом по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете от 13 июня 2019 года № *** было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета № ***. Межевой план был подготовлен  им на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и соответствующего постановления администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области.

В уведомлении о приостановлении указано, что межевой план не соответствует Требованиям к подготовке межевого плана без указания конкретного пункта указанных требований, отсутствуют основания  для вывода  о наличии на территории муниципального образования неучтенных земель сельскохозяйственного назначения. В межевом плане либо постановлении об утверждении схемы расположения земельного участка не указан источник образования участка.

В уведомлении о приостановлении не указано, к какому фонду перераспределения земель относятся земли, включаемые в образуемый в соответствии с межевым планом земельный участок.

Полагал,  что предположения государственного регистратора не могут являться основанием для приостановления регистрационных действий. Согласно материалам землеустройства, проекту территориального землеустройства ОГУСП "Борлинское" Тереньгульского района Ульяновской области образуемый земельный участок расположен на  территории бывшего ОГУСП "Борлинское", земельный участок с кадастровым номером ***. Земельный участок с кадастровым номером *** на момент формирования включал в себя практически все учтенные земли сельскохозяйственного назначения ОГУСП "Борлинское" категории «пашня», за исключением участков, включенных в фонды перераспределения, резервные и иные фонды. Данный участок является исходным участком при формировании большинства земельных участков сельскохозяйственного назначения кадастрового квартала ***. Земельный участок с кадастровым номером *** был снят с кадастрового учета 13.05.2011.

Таким образом, этот участок уже не может являться источником формирования других участков. Сведения о том, что части этого земельного участка были включены в какие-либо иные фонды, за исключением участков, образованных в результате его раздела, отсутствуют. В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" он направил заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Решением апелляционной комиссии в удовлетворении его заявления было отказано в связи с тем, что в Отчете о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в Тереньгульском районе Ульяновской области за 2018 год общая площадь земель с категорией - земли сельскохозяйственного назначения в Тереньгульском районе (лист Отчета № 42) составляет 115 755 га, из них 2539 га находится в собственности граждан, 13 120 га - в собственности юридических лиц, 100 096 га - в государственной и муниципальной собственности. Согласно годовому отчету земли с категорией сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствуют. Материалы землеустройства апелляционной комиссией не исследовались, а указанный отчет не является землеустроительной или правоустанавливающей документацией. Сведения в отчете являются статистическими, измерения и расчеты в соответствии с современными технологиями не проводятся, по этой причине в нем могут быть не указаны земли, государственная или муниципальная собственность на которые не разграничена.  Межевой план, подготовленный им в целях образования земельного участка площадью 294 937 кв.м полностью соответствует требованиям законодательства, а приостановление в осуществлении государственной регистрации необоснованно и подлежит отмене. 

Просил признать незаконным решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета № *** от 21.06.2019; обязать ответчика провести государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с документами, поданными заявителем в заявлении № *** от 13.06.2019.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены государственный регистратор Дорофеева Е.В., Управление Росреестра по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, Узденов А.А., Гассанов К.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе  кадастровый инженер Кибакин М.М. не соглашается с решением суда, считает его подлежащим отмене.

В жалобе приводит доводы, идентичные содержанию административного искового заявления. Указывает, что земельный участок, в отношении которого был подготовлен межевой план, расположен на землях, не входящих ни в фонды перераспределения земель, ни на землях, переданных в общую долевую собственность. Границы земельного участка не пересекаются  ни с другими  земельными участками, границы которых установлены в соответствии с законодательством, ни с  земельными участками, границы которых не установлены. Полагает, что земельный участок расположен на землях, государственная  или муниципальная собственность  на которые не разграничена.

В возражениях на апелляционную жалобу  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседания явились представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  Логинова А.М.,   заинтересованное лицо Узденов А.А.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав  участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами

Частью  1 статьи 14 Закона о государственной регистрации установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Порядок представления заявления об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов установлен статьей 18 Закона о государственной регистрации.

Согласно ч. 4 ст. 18 Закона о государственной регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав предусмотрены статьей 26 Закона о государственной регистрации, в том числе, если: 7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что 13.06.2019 Узденов А.А. обратился в межмуниципальный отдел по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета  в отношении земельного участка площадью 294937 кв.м, расположенного по адресу: *** (обозначение в межевом плане: ЗУ1), в котором просил осуществить его постановку на государственный кадастровый учет.

21.06.2019 государственным регистратором межмуниципального отдела по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Дорофеевой Е.В.   уведомлением № ***  до 21.09.2019 приостановлено осуществление действий по государственному кадастровому учету указанного в заявлении земельного участка по тем основаниям, что  представленный заявителем межевой план не соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее Требования).

Указано, что образование земельного участка происходит на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, утвержденной постановлением от 05.06.2019 № 238 администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, в котором не указан источник образования земельного участка. Оснований для вывода о наличии на территории муниципального образования неучтенных земель сельскохозяйственного назначения не имеется, поскольку в рамках приватизации земель, земли сельскохозяйственного назначения  колхозов и совхозов были разделены на земельные доли без выдела в натуре, остальные земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» были включены в фонды перераспределения земель.

В целях устранения причин приостановления Узденову А.А. было рекомендовано предоставить межевой план, подготовленный в соответствии с Требованиями, с учетом вышеуказанных замечаний.

05.07.2019  кадастровый инженер Кибакин М.М., составивший межевой план на указанный земельный участок, направил жалобу на данное уведомление в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Ульяновской области, которая  решением от 29.08.2019  была отклонена.

Ввиду неустранения указанных административным ответчиком нарушений, уведомлением от 26.09.2019 № *** заявителю было отказано в государственном кадастровом учете указанного им земельного участка.

Установив, что у административного ответчика имелись основания, предусмотренные п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для приостановления осуществления государственного кадастрового учета  земельного участка, суд первой инстанции  отказал в удовлетворении требований административного истца.

С выводами суда соглашается и судебная коллегия.

Судом установлено, что в соответствии с Отчетом о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в Тереньгульском районе Ульяновской области за 2018 год (лист № 42), подготовленным  межмуниципальным отделом по Сенгилеевскому и Тереньгульскому  районам  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, и общая площадь земель с категорией - земли сельскохозяйственного назначения в Тереньгульском районе составляет 115 755 га, из них 2539 га находится в собственности граждан, 13 120 га в собственности юридических лиц, 100 096 га в государственной и муниципальной собственности.  

Отчет о наличии и распределении земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям является основным учетным документом, утвержденным  постановлением Росстата от 06.08.2007 №61 (действовавшим на момент составления Отчета) «Об утверждении статистического инструментария для организации  Роснедвижимостью статистического наблюдения за земельными ресурсами». Он представляет собой систематизированный по определенному принципу свод документированных сведений о земельном фонде в определенных границах.

В соответствии с действовавшим до 01.03.2007 ФЗ РФ от 02.01.200 №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»  данный отчет входил  в состав  документов государственного земельного кадастра, на смену которому пришел Государственный кадастр недвижимости, входящий в настоящее время в состав Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно годовому отчету, земли с категорией сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, в Тереньгульском районе отсутствуют.

Кроме того, согласно абз. 2 п. 21 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее Требования), для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства. Эти материалы не подлежат обязательному включению в состав Приложения межевого плана.

В материалах государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства межмуниципального отдела по Сенгилеевскому и Тереньгульскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области, имеется Проект территориального землеустройства ОГУСП «Б***» Тереньгульского района Ульяновской области, земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер ***, согласованный, в том числе, администрацией МО «Тереньгульский район».

Согласно представленной в указанном проекте внутрихозяйственного землеустройства экспликации земель ОГУСП «Б***», образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, утвержденной постановлением администрации МО «Тереньгульский район Ульяновской области от 05.06.2019 № 238, в соответствии с представленным с заявлением от 13.06.2019 межевым планом происходит на сельскохозяйственных угодьях - пашне ОГУСП «Б***».

Как следует из дела,  на территории муниципального образования отсутствуют  неучтенные земли сельскохозяйственного назначения, поскольку в рамках приватизации земель земли сельскохозяйственного назначения колхозов и совхозов были разделены на земельные доли без выдела в натуре, остальные земли сельскохозяйственного назначения, в соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» были включены в фонды перераспределения земель.

Согласно п. 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 3) документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования; 4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд; 7) решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы.

Формирование спорного земельного участка основано на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, утвержденной постановлением администрации МО «Теренгульский район Ульяновской области от 05.06.2019 № 238. Указанный документ включен в состав Приложения межевого плана.

В силу требований Земельного кодекса РФ  схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить, в предусмотренных законодательством случаях схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является одним из документов-оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемый объект недвижимости, и должна соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 № 762.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образуемый объект недвижимости осуществляются на основании:

1) правоустанавливающего документа на исходный или измененный объект недвижимости, если право на такой объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;

2) письменного согласия третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта является обязательным в соответствии с федеральным законом;

3) проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, если в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается исключительно при наличии таких утвержденных документов и в соответствии с ними.

На основании ч.14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается, в том числе, кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Как установлено судом и указано в оспариваемом уведомлении о приостановлении государственной регистрации, формирование земельного участка, в отношении которого кадастровым инженером Кибакиным М.М. подготовлен межевой план, происходит на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, утвержденной постановлением администрации МО «Тереньгульский район Ульяновской области от 05.06.2019 № 238. При этом в межевом плане не указан источник образования земельного участка.

Учитывая, что на  территории муниципального образования отсутствуют неучтенные земли  сельскохозяйственного назначения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о невозможности формирования земельного участка из таких земель в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, утвержденной постановлением администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 05.06.2019 № 238.

При таких обстоятельствах у административного ответчика имелись правовые основания для приостановления осуществления кадастрового учета в отношении земельного участка площадью 294 937 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, Тереньгульский район, МО «Белогорское сельское поселение» по заявлению кадастрового инженера Кибакина М.М.

Все доводы апелляционной жалобы кадастрового инженера Кибакина М.М. являлись основанием его  административного иска, исследовались судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Решение суда первой инстанции соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, в связи с  этим оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 5 ноября 2019 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу  кадастрового инженера Кибакина Максима Михайловича  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: