Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 03.02.2020, опубликован на сайте 12.02.2020 под номером 86319, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-39/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3 февраля 2020 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ваганова Виктора Николаевича  к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Ваганов В.Н.  обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости – земельного участка с кадастровым номером *** и здания (деревообрабатывающий комбинат) с кадастровым номером ***, расположенных по адресу: ***, в размере их рыночной стоимости.  

Требования мотивировал тем, что является собственником здания   земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 4 172 589 руб. 26 коп. Вместе с  тем по заключению ООО «Многопрофильный деловой центр» № с15782 от 20 ноября 2019г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011г. составляет 1 776 727 руб. 89 коп.

Кадастровая стоимость здания по состоянию на 12 сентября 2013г. определена в размере 17 725 627 руб. 40 коп. Вместе с  тем рыночная стоимость указанного здания по заключению ООО «Многопрофильный деловой центр» № с15782 от 21 ноября 2019г. составляет 3 615 323 руб. 81 коп.

Несоответствие кадастровой стоимости объектов недвижимости их рыночной стоимости  нарушает его права, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

В связи с этим Ваганов В.Н. просил восстановить срок для оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости. Установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г., в размере 1 776 727 руб. 89 коп. Установить кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013г.,  в размере 3 615 323 руб. 81 коп.

После проведения по делу судебной экспертизы Ваганов В.Н. уточнил исковые требования – просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г., в размере 1 727 930 руб., кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013г.  в размере 3 937 656 руб.

В судебное заседание участники процесса не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве на иск указал на то, что 5 марта 2014г. в соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минэкономразвития России № 113 от 18 марта 2011г. «Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости,  влекущие за собой изменение их кадастровой стоимости» была внесена кадастровая стоимость здания в размере 17 725 627 руб.40 коп. Кадастровая стоимость определена с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости 12 381 руб. 69 коп. за 1 кв.м, установленного для нежилого здания и утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 201й2г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости  объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости  здания - 12 сентября 2013 г.

29 февраля 2012г. в государственный кадастр недвижимости в соответствии с результатами  государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов» была внесения кадастровая стоимость земельного участка  в размере 4 172 589 руб. 26 коп., которая рассчитана с применением удельного показателя в размере 411 руб. 94 коп. за 1 кв.м, для 9 группы видов разрешенного использования земельного участка. Дата определения кадастровой стоимости - 1 января 2011г.

Ссылаясь на п. 7 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указывает, что ответчиками по делу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, является государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку орган регистрации  прав участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки не принимал, он не может быть ответчиком оп делу. В данном случае сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти Ульяновской области. 

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в письменных  возражениях на иск также указал на то, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку своими действиями прав истца не нарушало. Право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает.

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве на иск указал на то, что в данном случае истец реализует предоставленное ему законом право на альтернативный  способ определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, против чего Правительство Ульяновской области не возражает.

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Ваганову В.Н. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: земельный участок с кадастровым номером  ***  и нежилое здание деревообрабатывающего комбината с кадастровым номером ***, расположенные по адресу: ***.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 172 589 руб. 26 коп. определена по состоянию на 1 января 2011 года. Кадастровая стоимость определена в соответствии с результатами  государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов», с применением удельного показателя в размере 411 руб. 94 коп. за 1 кв.м для земельного участка, отнесенного к 9 группе видов разрешенного использования. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН - 29 февраля 2012г.

Кадастровая стоимость здания в размере 17 725 627 руб.40 коп. определена  с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости 12 381 руб. 69 коп. за 1 кв.м, установленного для нежилого здания и утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости  объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости  12 сентября 2013 г. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ГКН -  5 марта 2014г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая даты внесения сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимости в ГКН, на момент обращения истца в суд с настоящим истцом (4 декабря 2019г.) срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истцом пропущен.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью объектов недвижимости,  определенных на основании представленных истцом отчетов об оценке, и их кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 257/030-2019 названной экспертной организации рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером     ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 1 января 2011 г.  составляет 1 721 930 руб.

Рыночная стоимость здания с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 12 сентября 2013г.  составляет  3 937 656 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что уточненные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания и земельного участка равной их рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Ваганова Виктора Николаевича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г., в размере 1 721 930 руб.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости –здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 сентября 2013г., в размере 3 937 656 руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 4 декабря  2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами *** и ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.