Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 03.02.2020, опубликован на сайте 12.02.2020 под номером 86317, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-37/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3 февраля 2020 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Малкиной Елены Юрьевны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, 

 

у с т а н о в и л :

 

Малкина Е.Ю. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивировала тем, что указанный земельный участок принадлежит ей на праве общей долевой собственности (906/1000 долей). Вторым участником общей долевой собственности является ООО «Аптека «Домашний доктор» - доля в праве собственность – 94/1000.

Кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 4 184 694 руб. 57 коп.  Вместе с тем согласно отчету ООО «Многопрофильный деловой центр» № с15753 от 18 ноября 2019г. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011г. составляет  1 297 316 руб. 02 коп.   

Результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости застрагивают её права в сфере налогообложения.

В связи с этим Малкина Е.Ю. просила восстановить срок для подачи административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку кадастровая стоимость, исходя из которой насчитываются налоговые платежи, является актуальной, очередная государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в Ульяновской области не проводилась. Установить кадастровую стоимость принадлежащего ей на праве общей долевой собственности  земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г. в размере 1 297 316 руб. 02 коп.

Участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в  письменном отзыве на административный иск указал, что 29 февраля 2012г. в соответствии с результатам государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов», была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 4 184 694 руб. 57 коп. с применением удельного показателя в размере 1263 руб. 88 коп. за 1 кв.м, отнесенного к 5 группе видов разрешенного использования. Дата определения кадастровой стоимости 1 января 2011г.  считает ФГБУ «ФКП Росреестра» ненадлежащим ответчиком по делу.

Ссылаясь на п. 7 Постановления  Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» указывает, что ответчиками по делу об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, является государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Поскольку орган регистрации  прав участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки не принимал, он не может быть ответчиком оп делу. В данном случае сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в кадастр недвижимости на основании акта органа государственной власти Ульяновской области. 

Представитель Правительства Ульяновской области в письменном отзыве на иск указал на то, что в данном случае истец реализует предоставленное ему законом право на альтернативный  способ определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, против чего Правительство Ульяновской области не возражает.

Представитель Росреестра по Ульяновской области в письменных возражениях на административный иск указывает на то, что Управлении своими действиями прав истца не нарушало, в связи с чем полагает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Право истца на  становление кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает. 

С учетом положений ст. 150 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что Малкиной Е.Ю.  на праве общей долевой собственности принадлежит 906/1000 долей земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. Вторым участником общей долевой собственности является ООО «Аптека «Домашний доктор» - доля в праве собственность – 94/1000.

Кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 4 184 694 руб. 57 коп. по состоянию на 1 января 2011г.  и определена  с применением удельного показателя в размере 1263 руб. 88 коп. за 1 кв.м для земельных участков, отнесенных к 5 группе видов разрешенного использования. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ГКН 29 февраля 2012г.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

На момент обращения истца в суд с настоящим иском – 3 декабря 2019г. предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истек.

Вместе с тем, суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитываются налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Очередная государственная кадастровая оценка земель Ульяновской области не проводилась. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью земельного участка,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 266/030-2019 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  *** расположенного по адресу: ***,  по состоянию на 1 января 2011г., составляет  1 321 098 руб.  

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению. В данном случае суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Малкиной  Елены Юрьевны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,  удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011г., в размере 1 321 098 руб.  

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 3 декабря 2019г.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером  ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.