Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в перерасчете пенсии
Документ от 21.01.2020, опубликован на сайте 05.02.2020 под номером 86184, 2-я гражданская, о проведении перерасчета пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                               Дело № 33-332/2020 (33-5818/2019)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    21 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2148/2019 по апелляционной жалобе Хасанова Фарида Мисбаховича на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования Хасанова Фарида Мисбаховича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Димитровграде Ульяновской области (межрайонному) о признании решения незаконным, перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Хасанова Ф.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хасанов Ф.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Димитровграде Ульяновской области (межрайонному)  (далее - ГУ-УПФ РФ в г.Димитровграде, пенсионный орган) о признании решения незаконным, перерасчете пенсии. В обоснование иска указал, что с 24 апреля 2007 года является получателем пенсии по старости. С 1 октября 1976 года по 10 октября 1991 года он осуществлял трудовую деятельность в г. Норильске, который приравнен к районам Крайнего Севера. В период с 21 июня 1982 года по 31 мая 1985 года находился в заграничной командировке в Монгольской  Народной Республике (далее – МНР). Однако, период такой командировки засчитан ответчиком в стаж без учета особых условий труда, установленных для районов Крайнего Севера. Вместе с тем, за период командировки  он получал 60% от заработной платы в г. Норильске, а работодатель производил все установленные законом страховые отчисления. С произведенным ответчиком расчетом его страхового (трудового) стажа, а также с размером пенсии он не согласен, так как последний определен ответчиком по наименее выгодному для него варианту. Полагал, что период нахождения его в командировке с 21 июня 1982 года по 31 мая 1985 года подлежит зачету в стаж как работа в районах Крайнего Севера.  Однако, пенсионный орган отказал в зачете в указанный стаж спорного периода работы. Просил признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в г.Димитровграде от 15 октября 2019 года, произвести перерасчет пенсии как лицу, проработавшему не менее 15 лет в районах Крайнего Севера. 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хасанов Ф.М. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Настаивает на том, что период его нахождения в командировке в МНР с 21 июня 1982 года по 13 октября 1985 года подлежит зачету в стаж как работа в районах Крайнего Севера. Ссылаясь на п. 48 Правил об условиях труда советских работников за границей, утвержденных постановлением Государственного комитета труда СССР от 25 декабря 1974 года № 365, действовавших до 17 января 2003 года, указывает, что поскольку по возвращении в СССР он поступил на работу в течение двух месяцев, его трудовой стаж в районах Крайнего Севера считается непрерывным.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ-УПФ РФ в городе Димитровграде просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 24 апреля 2007 года Хасанов Ф.М., *** года рождения, является получателем досрочной трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 1 октября 1976 года по 13 августа 1985 года Хасанов Ф.М. работал в организации, расположенной в районах Крайнего Севера - Заполярном м*** у*** «Г***», в должностях мастера по монтажу стальных и железобетонных конструкций, прорабом по монтажу стальных и железобетонных конструкций, мастером-бригадиром монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

14 июня 1982 года Хасанов Ф.М. был откомандирован в распоряжение «З***» для дальнейшего следования в МНР.

В период с 21 июня 1982 года по 13 августа 1985 года Хасанов Ф.М. находился в загранкомандировке в ***, на ***, в должности монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций.

Письмом ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде на обращение Хасанова Ф.М. последнему было указано на невозможность учета в качестве периода работы, протекавшей в районах Крайнего Севера, периода его работы за время командировки в МНР; также указано, что данный период учтен при исчислении размера установленной пенсии.

Решением ГУ-УПФ РФ в г. Димитровграде от 15 октября 2019 года Хасанову Ф.М. отказано:

- в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере на основании ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера;

- в перерасчете размера страховой пенсии в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 18 Федерального закона 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с увеличением величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года ввиду невозможности применения повышенного отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при оценке пенсионных прав;

- во включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периода с 21 июня 1982 года по 31 мая 1985 года;

- во включении в специальный стаж работы в связи с тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода с 21 июня 1982 года по 31 мая 1985 года.

Полагая незаконным отказ в зачете в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения в командировке в *** с 21 июня 1982 года по 31 мая 1985 года, и, как следствие, в перерасчете пенсии, Хасанов Ф.М. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор по правилам ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – в пределах заявленных исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Хасанова Ф.Р. и перерасчета фиксированной выплаты к его страховой пенсии ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера.

Повода не соглашаться с выводами суда первой инстанции в этой части судебная коллегия не усматривает.

Частью 4 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 данного Федерального закона.

При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 данной статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (ч. 7 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ).

Согласно ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных данным Федеральным законом, производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Пунктом 7 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ было установлено, что лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3843 рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Из приведенных положений законодательства следует, что для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии учитываются только календарные годы работы непосредственно в районах Крайнего Севера, в связи с чем работа истца в период нахождения в заграничной командировке в *** не может считаться работой в районах Крайнего Севера, о чем Хасанов Ф.М. просил в рассмотренном судом иске.

Материалами дела подтверждено, что для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии страховой стаж Хасанова Ф.М. в районах Крайнего Севера составляет 11 лет 8 месяцев 18 дней.

Пункт 48 Правил об условиях труда советских работников, утвержденных постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 года № 365, на который содержится ссылка в апелляционной жалобе, предусматривал, что работникам, направленным в учреждения СССР за границей, а также членам их семей, принятым на месте на штатные должности, время работы в этих учреждениях засчитывается в их непрерывный трудовой стаж при назначении пособий по государственному социальному страхованию при условии поступления на работу по возвращении в СССР в течение двух месяцев, не считая времени проезда к месту постоянного жительства и нахождения в отпуске, не использованного за время работы за границей.

Из содержания данного пункта названных Правил следует, что он закреплял условия, при выполнении которых у лиц, работавших за границей, будет сохранена непрерывность трудового стажа при назначении пособий по государственному социальному страхованию, а не все те условия труда, в том числе климатические, в которых лицо работало в организации на территории СССР.

При этом в Приложении № 2 к названным выше Правилам определен Перечень стран с тяжелыми климатическими условиями, в которых для советских работников учреждений СССР установлена 50-процентная надбавка к получаемым ими должностным окладам в советской валюте, и Монгольская Народная Республика в перечне таких стран отсутствует.

При таких обстоятельствах оснований для включения в стаж работы в районах Крайнего Севера периода нахождения истца в командировке в МНР с 21 июня 1982 года по 31 мая 1985 года и, соответственно, оснований для перерасчета в связи с этим фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере на основании ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, не имеется.

Представленная истцом в суд апелляционной инстанции копия справки АО «З***» от 17 декабря 2019 года о работе истца в период нахождения в командировке в должности монтажника строительных конструкций на строительстве *** в г. Улан-Батор также не свидетельствует о том, что работа истца протекала в особых условиях труда в районах Крайнего Севера.

Требований о включении периода работы за время нахождения в заграничной командировке в стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 Хасановым Ф.М. в рамках настоящего спора заявлено не было, в связи с чем данные обстоятельства не были предметом проверки суда первой инстанции, а представленная в суд апелляционной инстанции и указанная выше справка от 17 декабря 2019 года пенсионным органом при принятии решения от 15 октября 2019 года не учитывалась. 

В силу ч. 4 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований Хасанова Ф.М. является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 25 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хасанова Фарида Мисбаховича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи