Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Предоставление жилья
Документ от 28.01.2020, опубликован на сайте 05.02.2020 под номером 86169, 2-я гражданская, об обязании предоставления альтернативного жилья, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Горбачева Т.Ю.                                                                       Дело №33-275/2020                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 28 января 2020 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-202/2019 по апелляционной жалобе и дополнениям к жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Савиной Марины Геннадьевны к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно – защитной зоне завода (третьи лица, заявляющие самостоятельные требования Калашникова Анастасия Викторовна, Савин Артем Сергеевич), удовлетворить.

Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Савиной Марины Геннадьевны, Калашниковой Анастасии Викторовны, Савина Артема Сергеевича рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в размере 611 820 руб.

Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ООО «Сенгилеевский цементный завод» - Павлушкиной О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  прокурора Шибанова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Савиной М.Г. обратился в суд с исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения, находящегося в санитарно – защитной зоне завода. В обоснование требований указал, что руководством ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является  ООО «Сенгилеевский  цементный  завод», утверждена  Программа  переселения  жителей  из санитарно-защитной  зоны «Завода по производству  цемента по  сухому  способу  мощностью 1 200 000 тонн  в год  одной  технологической  линией». В соответствии с указанной Программой  утвержден  график  переселения  жителей  из санитарно-защитной  зоны. В  график  включено 46 домов, в том числе  многоквартирный  дом, в котором расположена квартира, принадлежащая на праве собственности Савиной М.Г.  Срок  расселения жителей установлен 2012-2013 гг. В соответствии с санитарно–эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  для завода установлена расчетная санитарно – защитная зона в 300 м от границы территории промплощадки во всех направлениях. Однако до настоящего  времени  руководством ООО «Сенгилеевский  цементный  завод»  не принято  мер по  переселению проживающей в санитарно-защитной зоне Савиной М.Г. Непринятие  мер по переселению нарушает  права Савиной М.Г. на благоприятную окружающую среду. Просил суд обязать ООО «Сенгилеевский цементный завод» выплатить истцу и привлеченным судом третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования, рыночную стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в размере   611 820 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования привлечены администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и благополучия  человека,  Федеральная  служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, ООО «Экологические системы»; в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования: Калашникова А.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Савина А.С., *** года рождения.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял  вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО «Сенгилеевский цементный завод» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права. При этом ответчик ссылается на положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой до дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются. Санитарно-защитная зона для завода в установленном законом порядке не определена,  что истцом не оспаривалось, однако суд не дал оценку данному обстоятельству. Кроме того, действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена. Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения, сроки которой продлены до 17 мая 2020 г. Не соглашается с выводом суда о том, что Савина М.Г. не имеет возможности распоряжаться и использовать по назначению принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение по причине его расположения в 300 метровой зоне. Ограничение права собственников спорного жилого помещения в ходе рассмотрения дела установлено не было. Кроме того, Савина М.Г., Калашникова А.В., Савин А.С. в квартире не проживают, имеют в собственности иные жилые помещения. Полагает, что вывод суда о нарушении заводом прав граждан на благоприятную окружающую среду является необоснованным, поскольку на материалах дела не основан.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека  по Ульяновской  области, МУ Администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года              № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.

Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и  действует до 17 мая 2020 года.

До настоящего времени предприятие не введено в эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены, штат работников составляет более 350 человек.

Из экспертного заключения № *** от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

По заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в               2018 году разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.

Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии»   (г. Чебоксары)  № *** от 8 апреля 2019 года о соответствии вышеуказанного Проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам.

В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена  Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».

В рамках указанной Программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район» 13 августа 2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.

Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.

Савиной М.Г., Калашниковой А.В., Савину А.С. на праве общей долевой собственности (по 1/3 доли за каждым) принадлежит квартира, общей площадью 33,3 кв.м, расположенная по адресу: ***.

С целью переселения Савиной М.Г. из расчетной санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах            Савиной  М.Г. и третьих лиц, заявивших самостоятельные требования на предмет спора, - Калашникова А.В., Савина А.С., суд первой инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную Проектом обоснования размера санитарно- защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией от 2009 года.

Между тем, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности                       по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или                      о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (п. 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости                 (п. 25 Правил).

В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до                  1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Принимая во внимание, что до настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, судебная коллегия считает исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, заявленных в интересах           Савиной М.Г., а также третьих лиц - Калашниковой А.В., Савина А.С., не подлежащими удовлетворению ввиду их преждевременности.  

В соответствии с п. 4  ч. 1  ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить.  Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Савиной М.Г., а также Калашниковой А.В., Савина А.С., к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о взыскании рыночной стоимости жилого помещения отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 8 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска прокурора Сенгилеевского  района Ульяновской  области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» в пользу Савиной Марины Геннадьевны, Калашниковой Анастасии Викторовны, Савина Артема Сергеевича рыночной стоимости жилого помещения отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: