Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости
Документ от 24.01.2020, опубликован на сайте 12.02.2020 под номером 86068, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-20/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

24 января 2020 года                                                                      г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Бухарской Аллы Геннадьевны к Правительству Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,  Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления в отношении него рыночной стоимости,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Бухарская А.Г.  обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости –  нежилого административного здания с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***,  на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивировала тем, что кадастровая стоимость здания определена в размере 13 983 338 руб. 67 коп. по состоянию на 25 сентября 2019г.

Вместе с тем согласно отчету оценщика Агапова А.В. рыночная стоимость здания составляет 6 840 000 руб.

Несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости его рыночной стоимости  нарушает её права, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

В связи с этим Бухарская  А.Г. просила пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости, установив её равной рыночной стоимости по состоянию на 25 сентября 2019г. в размере 6 840 000 руб., взыскать с ответчика в свою пользу расходы по госпошлине в размере 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Ульяновска.

После проведения по делу судебной экспертизы Бухарская А.Г. уточнил исковые требования – просила установить кадастровую стоимость здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 сентября 2019г. в размере 5 608 176 руб. и взыскать с ответчика в свою пользу расходы за проведение судебной экспертизы в размере 25 000 руб.

В судебном заседании Бухарская А.Г. поддержала заявленные требования.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился. В письменном отзыве на иск указал на то, что 25 сентября 2019г. в соответствии с пунктом 2.9 Приказа Минэкономразвития России от 24 сентября 2018г. № 514 «Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущим за собой изменение их кадастровой стоимости» была внесена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере 12 990 174 руб. 12 коп. Кадастровая стоимость определена с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 34 365 руб. 54 коп. за 1 кв.м, установленного для нежилого здания, и утвержденного результатами государственной кадастровой оценки в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об  утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости – 25 сентября 2019г. Считает ФГБУ «ФКП Росреестра» ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в судебное заседание не явился. В письменных  возражениях на иск также указал на то, что Управление не является надлежащим ответчиком по делу, право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает.

Представители Правительства Ульяновской области, администрации МО «Город Ульяновск»  в судебное заседание также не явились, будучи надлежащим образом  извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, обозрев технический паспорт на объект недвижимости, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно статье 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здания, строения, сооружения.

В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что объект недвижимости - нежилое здание площадью 378 кв.м, расположенное по  адресу: ***, кадастровый номер ***, принадлежит Бухарской А.Г.

Кадастровая стоимость указанного здания определена по состоянию на 25 сентября 2019г. в размере 12 990 174 руб. 12 коп. с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 34 365 руб. 54 коп. за 1 кв.м, установленного для нежилого здания, и утвержденного результатами государственной кадастровой оценки в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 октября 2012г. № 481-П «Об  утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области».

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости были внесены в ЕГРН 25 сентября 2019г. Таким образом, срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истцом не пропущен.

Согласно представленному истцом отчету о рыночной стоимости объекта недвижимости его рыночная стоимость по состоянию на 25 сентября 2019г. без учета  НДС составляет 5 700 000 руб., с учетом НДС – 6 840 000 руб.

Учитывая разницу между кадастровой стоимостью здания и его рыночной стоимостью, по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению № 250/030-2019 названной экспертной организации рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на     25 сентября 2019г. составила 5 608 176 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости здания равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая ходатайство административного истца о возмещении судебных издержек в виде расходов по оплате госпошлины и оплате расходов за проведение судебной экспертизы, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 106 КАС РФ к судебным издержкам относятся, в том числе,  суммы, подлежащие выплате экспертам.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Ввиду удовлетворения административного искового заявления и, учитывая, что рыночная стоимость объекта недвижимости, установленная судом по результатам судебной экспертизы, более, чем в 2 раза ниже его кадастровой стоимости, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 20-П от 11 июля 2017г., расходы истца по оплате госпошлины в размере 300 руб. и судебной экспертизы в сумме 25 000 руб.  подлежат возмещению.

Согласно разъяснению, приведенному в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В рассматриваемом деле таковым органом является Правительство Ульяновской области, принявшее 12 октября 2012 г. постановление № 481-П
«Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Ульяновской области», поэтому судебные издержки подлежат взысканию с Правительства Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Бухарской Аллы Геннадьевны о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания, кадастровый номер ***, расположенного по адресу: ***,  равной его рыночной стоимости по состоянию на 25 сентября 2019г.,  в размере  5 608 176 (пять миллионов шестьсот восемь тысяч сто семьдесят шесть) руб.

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 20 ноября 2019 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ***.

Взыскать с Правительства Ульяновской области в пользу Бухарской Аллы Геннадьевны расходы по госпошлины в сумме 300 руб., расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 25 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                           Трифонова Т.П.