Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 14.01.2020, опубликован на сайте 04.02.2020 под номером 86049, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                                        Дело № 33-156/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 14 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-4179/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 сентября 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Е*** К*** В*** лекарственным препаратом У*** к*** *** мг/***мл *** мл в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 25.07.2019, лекарственным препаратом Ф*** к*** *** мг №*** в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 25.07.2019, лекарственным препаратом Э*** *** мг №*** в количестве *** упаковок по выписанному рецепту от 25.07.2019.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах несовершеннолетней Е*** К.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что по медицинским показаниям Е*** К.В. необходимо употребление определенного ряда лекарственных препаратов в частности: У*** к*** *** мг*** *** мл в количестве *** упаковки, Ф*** к*** *** мг №*** в количестве *** упаковки, Э*** *** мг №*** в количестве *** упаковок. На указанные препараты Е*** К.В. *** были выписаны рецепты, однако до настоящего времени Е*** К.В. лекарственными препаратами по указанным рецептам не обеспечена, что негативно влияет на ее здоровье и самочувствие.

Просил обязать ответчика обеспечить Е*** К.В. лекарственным препаратом У*** к*** *** мг/***мл *** мл в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 25.07.2019, лекарственным препаратом Ф*** к*** *** мг №*** в количестве *** упаковки по выписанному рецепту от 25.07.2019, лекарственным препаратом Э*** *** мг №*** в количестве *** упаковок по выписанному рецепту от 25.07.2019. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, акционерное общество «УльяновскФармация», ГУЗ «Детская городская клиническая больница», в качестве законного представителя несовершеннолетней Е*** К.В.- Егорова Т.В.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание, что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления, по истечении которых не могут быть обеспечены лекарственными препаратами. Отмечает, что медицинские показания могут измениться, и Е*** К.В., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на жалобу прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Е*** К.В., *** года рождения, является р***-и***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача.

25.07.2019 лечащим врачом ГУЗ «Детская городская клиническая больница» Е*** К.В. выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов: У*** к*** *** мг/***мл *** мл в количестве *** упаковки, Ф*** к*** *** мг № *** в количестве *** упаковки, Э*** *** мг № *** в количестве *** упаковок.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственных препаратов Е*** К.В. не была обеспечена ими.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Е*** К.В. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам отнесены дети-инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Е*** К.В. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Егоровой К.В. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же их истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Е*** К.В. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом, и выдача данных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить Е*** К.В. лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истица постоянно нуждается в применении указанных лекарственных препаратов, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена данными препаратами сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи