Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Устранение требований пожарной безопасности
Документ от 21.01.2020, опубликован на сайте 28.01.2020 под номером 86016, 2-я гражданская, о возложении обязанностей, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Синяев В.И.                                                                          Дело № 33а-321/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        21 января 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Камаловой Е.Я.,

при секретаре Каминской  Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 11 октября 2019 года,  по делу № 2а-2-339/2019 по которому постановлено:

административное исковое заявление и.о. прокурора Новомалыклинского района удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области и Государственное учреждение здравоохранения «Новомалыклинская районная больница» в срок до 1 июня 2020 года произвести очистку вентиляционной системы от горючих отходов с оформлением соответствующего акта, выполнить дверные полотна помещений складов №  33, № 40, временного хранения белья, чистого белья  на 2, 3 и 4 этажах с пределом огнестойкости EI 30 мин.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                   Данилова Е.В.,  полагавшего решение суда  законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц,  обратился в суд с административным иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Новомалыклинская районная больница»  о  возложении обязанности устранить нарушения  требований пожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что  в ходе  проведенной прокуратурой проверки установлено  несоблюдение  законодательства о пожарной безопасности  при эксплуатации здания ГУЗ «Новомалыклинская районная больница», часть нарушений на устранена  до настоящего времени.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области и                ГУЗ  «Новомалыклинская районная больница» в срок до 1 июня 2020 года произвести очистку вентиляционной системы от горючих отходов с оформлением соответствующего акта, выполнить дверные полотна помещений складов № 33,          № 40, временного хранения белья, чистого белья  на 2, 3 и 4 этажах с пределом огнестойкости EI 30 мин.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен отдел надзорной деятельности и профилактической работы по городу Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Ульяновской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора к Министерству. Указывает, что ГУЗ «Новомалыклинская районная больница» является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет медицинскую деятельность, имеет самостоятельный баланс, имеет лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать его сохранность и не допускать ухудшения технического состояния имущества.

Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет функции и полномочия учредителя учреждений здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, имеющих организационно-правовую форму казенных, бюджетных и автономных учреждений. Министерство здравоохранения Ульяновской области является органом исполнительной власти и осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на  его содержание и реализацию возложенных на него функций. Все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области». Бюджет является дефицитным. Министерство здравоохранения Ульяновской области не может самостоятельно за счет внутренних резервов исполнить возложенные на него функции. На Министерство здравоохранения Ульяновской области не может быть возложена обязанность по устранению нарушений правил пожарной безопасности в подведомственной ему медицинской организации.

В возражениях  на апелляционную жалобу  прокурор  Новомалыклинского района  Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции кроме прокурора, остальные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.ст. 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив правильность принятого решения в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - это система мер не только медицинского, но и политического, экономического, правового и социального характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.4 названного Федерального закона основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно ст.14, ч.1 ст.18 данного Федерального закона организации обязаны обеспечить создание, подготовку и поддержание готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

14 июня 2019  года  прокуратурой  Новомалыклинского района Ульяновской области совместно с отделом надзорной  деятельности и профилактической работы по г.Димитровграду, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам Ульяновской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Ульяновской области  проведена  проверка соблюдения  требований  пожарной безопасности, в том числе                                          ГУЗ «Новомалыклинская  районная  больница».

В ходе проверки было установлено что, что в ГУЗ  «Новомалыклинская  районная больница» не произведена очистка вентиляционной системы от горючих отходов с оформлением соответствующего акта, дверные полотна помещений склада № 33, № 40, временного  хранения белья на 2-м,  3-м,  4-м этажах,   помещения чистого белья на 2-м,  3-м,  4-м этажах  выполнено с пределом огнестойкости менее EI 30 мин.

По результатам проверки 16 апреля 2018 года и.о. прокурора района внесено представление на имя главного врача ГУЗ «Новомалыклинская  РБ» о принятии мер к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях действующего законодательства. 

На представление  главным  врачом  ГУЗ «Новомалыклинская РБ» было сообщено, что  проведена беседа с должностными  лицами  о ненадлежащем  исполнении своих должностных  обязанностей,   запланированы средства  на         2018 год  на исполнение данного  предписания.

Ссылаясь на неустранение выявленных нарушений, прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области  обратился в суд с настоящим административным иском как к ГУЗ «Новомалыклинская РБ»,  так и к Министерству здравоохранения Ульяновской области.

Разрешая данные требования, районный суд пришел к выводу о наличии  оснований для их удовлетворения в отношении обоих административных ответчиков.

Судебная коллегия с выводом суда о наличии оснований для возложения обязанности на ГУЗ «Новомалыклинская РБ»  произвести очистку вентиляционной системы от горючих отходов с оформлением соответствующего акта, выполнить дверные полотна помещений складов №  33, № 40, временного хранения белья, чистого белья  на 2, 3 и 4 этажах с пределом огнестойкости EI 30 мин.  соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает неправильным решение в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области  произвести вышеназванные  мероприятия.

Ни в административном иске прокурора района, ни в решении суда не приведено норм материального права, возлагающих на исполнительный орган региональной власти в сфере здравоохранения обязанность  производства мероприятий по устранений требований пожарной  безопасности в  помещении ГУЗ «Новомалыклинская РБ»,  которое обязано содержать переданное  ему имущество в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества в силу требований пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку в ходе рассмотрения дела было установлено нарушение                      ГУЗ «Новомалыклинская  РБ», являющимся юридическим лицом, требований пожарной безопасности, выразившееся  в не произведении очистки вентиляционной системы от горючих отходов с оформлением соответствующего акта, дверные  полотна помещений склада № 33, № 40, временного хранения белья на 2-м,  3-м,  4-м этаже,   помещения чистого белья на 2-м, 3-м,  4-м этаже  выполнены с пределом огнестойкости менее EI 30 мин, у суда первой инстанции имелись основания для возложения на больницу обязанности провести  работы  по их устранению.

Возможность устранения  нарушений   законодательства о пожарной безопасности подтверждается  сообщением ГУЗ «Новомалыклинская РБ» на имя  прокурора, в котором указано на запланированность  средств на 2018 год на исполнение предписания.

ГУЗ «Новомалыклинская РБ» являясь юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, который складывается не только из средств, выделяемых в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, но и из средств от приносящей доход деятельности, указанной в уставе, средств территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования, прочих доходов, к которым, в том числе отнесены добровольные благотворительные взносы, пожертвования физических и юридических лиц, поступления от арендаторов по гражданско-правовым договорам, предусматривающим возмещение расходов по содержанию арендуемого имущества, поступлений от реализации активов, сумм от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, поступлений в возмещение причиненных учреждению убытков, сдачи серебросодержащихся отходов,  металлолома  (пункт 4.4 Устава ГУЗ  «Новомалылклинская  РБ»).

Доказательств того, что ГУЗ «Новомалыклинская РБ» не имеет возможности изыскать денежные средства для  устранения нарушений пожарной безопасности, материалы дела не содержат. Учреждением не представлена смета расходов на выполнение работ, которые требовал прокурор провести в больнице,  что давало бы возможность определить объем данных работ и их стоимость.

В силу Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области  Министерство не наделено полномочиями по выполнению работ в здании                      ГУЗ «Новомалыклинская РБ».

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности  проведения работ по устранению требований пожарной безопасности.

Изложенное является основанием для отмены решения в данной части в порядке пункта 2 статьи 309, пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Мелекесского  районного суда  Ульяновской области от 11 октября  2019 года в части возложения обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области  произвести  в срок до 1 июня 2020 года очистку  вентиляционной системы от горючих отходов с оформлением соответствующего акта, выполнить дверные полотна помещений складов №  33, № 40, временного хранения белья, чистого белья  на 2, 3 и 4 этажах с пределом огнестойкости EI 30 мин. отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в этой части.

В остальной части решение оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи