Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Оспаривание предписания Государственной инспекции труда в Ульяновской области
Документ от 21.01.2020, опубликован на сайте 24.01.2020 под номером 86000, 2-я гражданская, о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда в Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й     О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Анципович  Т.В.                                                                   Дело № 33а-411/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                21 января 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К., 

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской  Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственной инспекции труда в Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 1 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 4  декабря  2019 года по делу № 2а-3632/2019, по которому постановлено:

административные исковые требования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 104 «Гуси-лебеди»  удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание Государственной инспекции труда в Ульяновской области № 73/7-1174-19-ОБ/12-5607-И/55-153 от 21.08.2019    в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 104 «Гуси-лебеди».

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения представителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 104 «Гуси-лебеди»  -  Трач М.И.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным,  пояснения  Малофеевой  К.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №104 «Гуси-лебеди» (далее по тексту   МБДОУ детский сад  № 104 «Гуси- лебеди»   обратилось  в суд с административным иском  к Государственной инспекции труда  в Ульяновской области  о  признании незаконным и отмене предписания.

В обоснование требований указало, что  в адрес МБДОУ детский сад  № 104 «Гуси-лебеди»  государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области  вынесено предписание за № 73/7-1174-19-ОБ/12-5607-И/55-153 от 21.08.2019 об обязании произвести перерасчет заработной платы  Малофеевой К.И. за период с января 2019 года по июнь 2019 года и  произвести  доплату  до минимального  размера оплаты труда, рассчитанного из расчета отработанных часов работником.

При вынесении  предписания государственный инспектор труда не учел фактические обстоятельства дела,  при начислении заработной платы, нарушений законодательства  не допущено.  Кроме того, вопрос о начислении и выплате заработной платы, является в силу ст.381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором и не относится к компетенции  государственного инспектора труда.

В связи с этим МБДОУ детский сад № 104 «Гуси-лебеди»  просило признать незаконным и отменить предписание Государственной  инспекции труда в Ульяновской области от  21.08.2019   73/7-1174-19-ОБ/12-5607-И/55-153.

Судом к участию в деле в качестве   заинтересованных лиц привлечены  Управление образования администрации города Ульяновска, государственный  инспектор труда Шитова  Е.И., Малофеева К.И.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Государственная инспекция труда в Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит  его отменить.

Указывает, что  исходя  из норм Трудового кодекса Российской Федерации  Государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов и принимает меры по их устранению. При выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, государственный инспектор вправе вынести обязательное для работодателя предписание о выплате положенных работникам компенсаций.

Кроме этого, при вынесении решения судом неправильно применены ст.356 и 357 Трудового кодекса Российской Федерации. В рассматриваемом случае инспектором труда выявлены нарушения трудового законодательства со стороны работодателя, о необходимости устранения которых указано в оспариваемом предписании. 

Заведующей МБДОУ детский сад № 104 «Гуси-лебеди» к административному  исковому заявлению не приобщена и не представлена в судебном  заседании копия документа, подтверждающего у нее  наличие высшего юридического образования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что государственным инспектором труда проведена проверка соблюдения трудового законодательства в  МБДОУ детский сад № 104 «Гуси-Лебеди». По результатам проверки установлены нарушения трудового  законодательства,  которые зафиксированы в  акте проверки от 20.08.2019.

Государственный инспектор труда установил нарушение прав работника Малофеевой К.И., которое выразилось в начисление  заработной платы за период с января по июнь 2019 года  ниже минимального размера оплаты  труда, рассчитанного из расчета отработанных часов работником.

В адрес  МБДОУ детский сад № 104 «Гуси-Лебеди»  государственным инспектором  труда 21.08.2019 вынесено предписание   № 73/7-1174-19-ОБ/12-5607-И/55-153, согласно которому  учреждению   предписано в срок до   10.09.2019   произвести перерасчет заработной  платы Малофеевой К.И. за период с января 2019 года по июнь 2019 года и доплату до  минимального размера оплаты труда, рассчитанного из расчета отработанных часов работником.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности данного предписания.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 6 ч. 1 ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе, неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с Конвенцией Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 11 апреля 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что спор о правильности  начисления заработной  платы работнику учреждения Малофеевой К.И.  в соответствии со ст. 133  Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров либо судом.

В связи с этим предписание Государственной инспекцией труда вынесено по вопросу, не относящемуся к её компетенции. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, заведующая МБДОУ детский сад  № 104 «Гуси-лебеди» без доверенности представляет интересы юридического лица, а   предоставление административным истцом копии диплома о высшем юридическом образовании при подаче административного искового заявления не предусмотрено законом.

Принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства. Оснований, влекущих в силу ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения суда, не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

определила:

решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 1 октября             2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 4  декабря  2019 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу Государственной инспекции труда в Ульяновской области -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: