Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по облрудованию мест для накопления ТБО
Документ от 14.01.2020, опубликован на сайте 04.02.2020 под номером 85967, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий по облрудованию мест для накопления ТБО, решение (не осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Фролов В.В.                                                                  Дело № 33а-382/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  14 января 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе                 администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 ноября 2019 года по делу № 2а-4307/2019, по которому постановлено:

административные исковые требования прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о признании бездействия по необеспечению финансирования незаконным, возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудование мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с необходимыми требованиями удовлетворить частично.

Обязать администрацию города Ульяновска оборудовать места (площадки) по сбору твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: г.Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.47 (49); г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.57; г. Ульяновск, ул. Толбухина, д.70, в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64.

В остальной части административных исковых требований прокурора Ленинского района г. Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска о возложении обязанности оборудовать места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с необходимыми требованиями, а также требований о признании бездействия по необеспечению финансирования незаконным и возложении обязанности обеспечить финансирование отказать.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда,  не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Ленинского района города Ульяновска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском, впоследствии уточненным, к администрации города Ульяновска о признании бездействия по необеспечению финансирования незаконным, возложении обязанности обеспечить финансирование и оборудование мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) в соответствии с необходимыми требованиями.

В обоснование административных исковых требований  истец указал, что прокуратурой Ленинского района выявлены нарушения в области благоустройства и охраны окружающей среды в границах муниципального образования и организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов. Полномочия в указанной сфере закреплены за администрацией города Ульяновска. В ходе проверки установлено, что на территории Ленинского района г.Ульяновска имеются места (площадки), расположенные возле домов по адресам: г.Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.47; г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.57; г. Ульяновск, ул. Юности, д.53 (около въезда в гаражи); г. Ульяновск, ул.Симбирская, д.35; г.Ульяновск, ул.Толбухина, д.70, для накопления твердых коммунальных отходов. Однако указанные объекты не оборудованы в соответствии с необходимыми нормами и правилами. В связи с существенными нарушениями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства создаются условия для неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения Ленинского района г.Ульяновска, кроме того, создаются предпосылки для распространения возбудителей инфекционных заболеваний. Просил суд признать  незаконным бездействие администрации города Ульяновска по необеспечению финансирования мероприятий по оборудованию мест (площадок), расположенных возле домов по адресам: г Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.47; г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.57; г. Ульяновск, ул. Юности, д.53 (около въезда в гаражи); г. Ульяновск, ул. Симбирская, д.35; г. Ульяновск, ул.Толбухина, д.70, для накопления твердых коммунальных отходов на территории Ленинского района г. Ульяновска в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64; обязать администрацию города Ульяновска обеспечить финансирование указанных мероприятий; обязать администрацию города Ульяновска оборудовать данные места (площадки) в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством на городские округа возложена не вся полнота бремени несения затрат по очистке территории муниципального образования от загрязнения твердыми коммунальными отходами, а именно осуществление мер организационно-властного воздействия, направленных на создание условий для обеспечения эффективности такой очистки.  П.24 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  не предполагает возможности возложения на органы местного самоуправления обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами на земельных участках, расположенных на территории городского округа, если органы местного самоуправления такого округа не наделены соответствующими государственными полномочиями. Администрацией города Ульяновска сформирован адресный перечень контейнерных площадок, подлежащих обустройству в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88.  Бюджетом муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год бюджетных средств на обустройство данных мест (площадок) сбора твердых бытовых коммунальных отходов не предусмотрено. При формировании бюджета города Ульяновска на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 гг. будет рассмотрен вопрос по обустройству вышеуказанных контейнерных площадок. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска не соглашается с доводами апелляционной жалобы. Просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся  участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закона №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Учитывая отсутствие соответствующего закона Ульяновской области, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории г.Ульяновска лежит на администрации  г.Ульяновска.

Согласно пунктам 1, 3, 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Соответственно, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В целях реализации возложенных на неё законом полномочий распоряжением администрации города Ульяновска № 74-р от 28.03.2019 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования  «город Ульяновск».

Сведения о местах накопления ТКО на территории МО «город Ульяновск», а также о технических характеристиках данных объектов и о собственниках мест (площадок) накопления ТКО внесены в реестр мест накопления ТКО, в котором указываются и объекты, расположенные по адресам: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.57; г. Ульяновск, ул. Толбухина, д.70; ул.Карла Маркса, д.49.

Из материалов дела следует, что по результатам проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверки исполнения соблюдения вышеуказанного законодательства, регламентирующего организацию мероприятий по благоустройству и охране окружающей среды в границах МО «город Ульяновск» и организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов были выявлены факты нарушения  оборудования мест накопления твердых коммунальных отходов по адресам объектов: ул. Карла Маркса, д.49; ул. Карла Маркса, д.57;  ул. Юности, д.53 (около въезда в гаражи);  ул. Симбирская, д.35;  ул. Толбухина, д.70.

Указанный факт подтверждается актом осмотра  от 03.10.2019  данных объектов, проведенного Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области совместно со сторонами по делу, из которого следует, что по всем 5 объектам, в нарушение требований пункта 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», для установки контейнеров не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру.

Установив факт нарушения  административным ответчиком указанного выше законодательства, суд первой инстанции возложил на него обязанность по оборудованию  мест (площадок) по сбору твердых коммунальных отходов, расположенных по адресам: г.Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.47 (49); г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.57; г. Ульяновск, ул. Толбухина, д.70, в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.

При определении объектов, подлежащих надлежащему оборудованию, судом обоснованно учтено, что в реестр мест (площадок) ТКО внесены объекты, расположенные по адресам: г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д.57; г. Ульяновск, ул. Толбухина, д.70, г.Ульяновск, собственником данных площадок является администрация города Ульяновска.

Поскольку объекты, расположенные по адресам: г. Ульяновск, ул. Юности, д.53 (около въезда в гаражи), г. Ульяновск, ул. Симбирская, д.35 в указанный реестр не внесены, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора в указанной части.

Учитывая, что суд обязал  ответчика оборудовать указанные  площадки в соответствии с необходимыми требованиями, оснований для дополнительного возложения на него обязанности по финансированию данных мероприятий  не имелось.

Доводы апелляционной жалобы  о необходимости учета при  разрешении вопроса по  оборудованию мест ТКО  компетенции  иных территориальных уровней публичной власти основаны на неправильном толковании закона.

Согласно ч.4 ст.8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится  создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу положений п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Вопреки доводам административного ответчика, обязанность  по ликвидации за счет местного бюджета несанкционированного складирования отходов, размещенных неустановленными лицами, на администрацию г.Ульяновска судом первой инстанции не возложена.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы администрации  г.Ульяновска об отсутствии в бюджете  муниципального образования «город Ульяновск» на 2019 год  соответствующей строки расходов на указанные цели, не свидетельствуют о надлежащем выполнении администраций города своих полномочий в области обращения с ТКО и не могут являться основанием для отмены решения суда.

Ссылки административного ответчика на то обстоятельство, что он не является собственником земельных участков, на которых находятся места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, опровергаются материалами дела.

Из  реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», имеющегося в материалах дела, следует, что собственником всех 3 мест (площадок) накопления ТКО (ул.Карла Маркса, д.49; ул.Карла Маркса, д.57; ул.Толбухина, д.70) указана Администрация города Ульяновска (л.д. 83,88).

На основании п.3 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе  изменить решение суда первой инстанции полностью или в части.

 

Учитывая, что в реестр мест (площадок) ТКО внесен объект, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул.Карла Маркса, 49, судебная коллегия считает  подлежащим исключению из резолютивной части решения суда указание на возложение на администрацию города Ульяновска обязанности по оборудованию места (площадки) по сбору твердых бытовых отходов по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, д.47, а решение суда в указанной части – изменению с возложением  на администрацию города Ульяновска обязанности по оборудованию места (площадки) по сбору твердых бытовых отходов по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, д.49.

Оснований для отмены  решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 7 октября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 ноября 2019 года изменить.

Исключить из резолютивной части решения суда указание на возложение на администрацию города Ульяновска обязанности по оборудованию места (площадки) по сбору твердых бытовых отходов по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, д.47.

Возложить  на администрацию города Ульяновска обязанность по оборудованию места (площадки) по сбору твердых бытовых отходов по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, д.49.

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: