Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 14.01.2020, опубликован на сайте 31.01.2020 под номером 85928, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                    Дело № 33-167/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                14 января 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4236/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Х*** Л*** А*** к Министерству здравоохранения Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Х*** Л*** А*** лекарственным препаратом *** по рецептам серии *** от 28.11.2018г. (25 мг, №10, 9 единиц), серии *** от 21.01.2019г. (25мг, №10, 9 единиц), серии *** от 20.03.2019г. (50мг, №10, 5 единиц), серии *** от 08.05.2019г. (25мг, №10, 12 единиц).

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи  Фёдоровой Л.Г., пояснения прокурора Данилова Е.В.,  полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области, действуя в интересах Х*** Л.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить Х*** Л.А. лекарственным препаратом ***.

Требования мотивированы тем, что Х*** Л.А. является ребёнком-инвалидом, страдает рядом хронических заболеваний, имеет право на обеспечение указанным лекарственным препаратом, не была обеспечена им из-за отсутствия лекарственного препарата в аптеках предоставляющих льготные лекарства.

В силу ст. ст. 39,41 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 10, 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. ст. 6.1. 6.2. Федерального закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 3 постановления Правительства РФ от 30.07.1994 №890, п.п. 2.3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29. 12.2004 №328,  п.1 постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 №387-П ответчик обязан был обеспечить Х*** Л.А. необходимым ей лекарственным препаратом.

Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Х*** Л.А. лекарственным препаратом *** 25 мг №10, в количестве 39 единиц и  *** 50 мг №10 в количестве 5 единиц по выписанным рецептам.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности обеспечить истицу лекарственным препаратом по рецептам врача, принять новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какой  лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Указывает на наличие срока действия рецептов, по истечению которого Министерство не имеет возможности обеспечить истца спорным лекарственным препаратом. Медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Указывает, что АО «УльяновскФармация» не исполнило условия контракта, что послужило причиной для не обеспечения Х*** Л.А. лекарственным препаратом *** по рецепту от 28 ноября 2018 года. Кроме того, по требованию в части обеспечения за 2018 год Министерство не имеет возможности профинансировать обеспечение Х*** Р.А. данным лекарственным препаратом в связи с завершением 2018 финансового года.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции  надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Х*** Л.А., *** года рождения, является ребенком – инвалидом по *** заболеванию, находится на диспансерном наблюдении у *** с диагнозом: ***.

28 ноября 2018 года, 21 января, 20 марта, 8 мая 2019 года Х*** Л.А. выданы рецепты для получения лекарственного препарата ***.

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственного препарата истица не была обеспечена данным лекарственным средством, что также отражено в отзыве АО «УльяновскФармация», рецепты, указанные в исковом заявлении не обеспечены, поскольку Министерством здравоохранения Ульяновской области не были закуплены запрашиваемые препараты (л.д.20).

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на  Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Х*** Л.А.  лекарственным препаратом, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Спорный лекарственный препарат включен в соответствующий Перечень  лекарственных препаратов на 2019 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации 10 декабря 2018 года №2738-р, и был включен в соответствующий перечень на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года №2323-р.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года        № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, к таким гражданам отнесены дети –инвалиды. В соответствии с указанным перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.

При разрешении спора суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Х*** Л.А. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Х*** Л.А. необходимым ей лекарственным препаратом, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же данных препаратов истцу, в частности по рецепту от 28 ноября 2018 года, произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Х*** Л.А. бесплатно лекарственного препарата по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена лекарственным препаратом только в количестве, назначенном лечащим врачом, и выдача данного препарата впрок ничем не предусмотрена.

Исходя и представленного в суд апелляционной инстанции ответа ГКУЗ «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница им. В.А. Копосова», Х*** Л.А. находится на диспансерном наблюдении у *** с диагнозом: ***, регулярно проходит стационарное лечение в детском отделении, последняя выписка 03.12.2019,  в настоящее время нуждается в применении лекарственного препарата ***.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить несовершеннолетнюю Х*** Л.А. лекарственным препаратом только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что она постоянно нуждается в применении указанного лекарственного препарата, соответственно оснований полагать, что истица будет обеспечена данным препаратом сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 25 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: