Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Восстановленрие срока для принятия наследства
Документ от 14.01.2020, опубликован на сайте 24.01.2020 под номером 85912, 2-я гражданская, о восстановлении срока для принятия наследства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Лисова Н.А.                                                                           Дело №33-104/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 14 января 2020 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2618/2019 по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 ноября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Бурлакова Дмитрия Александровича удовлетворить.

Восстановить Бурлакову Дмитрию Александровичу срок для принятия наследства по завещанию после смерти М*** Д*** П***, умершего ***.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Бурлакова Д.А., его представителя Федорова Е.А., третьего лица – Бурлакова С.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бурлаков Д.А. обратился в суд с иском к администрации г.Ульяновска о восстановлении срока принятия наследства. В обоснование требований указал, что *** умер его дядя М*** Д.П., после смерти которого открылось наследство в виде 20/100 долей пятикомнатной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: ***. Он (истец) является наследником после смерти М*** Д.П. по завещанию от 16.04.2009, однако в установленный законом срок в права наследования не вступил, поскольку о завещании узнал только в апреле 2019 года. Просил суд восстановить срок для принятия наследства, открывшегося после смерти М*** Д.П.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен       Бурлаков С.А.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял  вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации города Ульяновска просит решение суда изменить, отказав в удовлетворении иска к администрации. Указывает, что администрация города не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку квартира, которая вошла в наследственную массу, в реестре муниципального имущества не значится. Ссылаясь на положения статьи 1151 ГК РФ, статей 2, 12, 38, п. 1 статьи 194 ГПК РФ, пунктов 5, 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 №9, указывает, что администрация г. Ульяновска не является стороной спорных отношений, поскольку не имеет  материально-правового интереса в разрешаемом судом споре, не претендует на имущество, не владеет им и не пользуется. Считает, что в решении суда не отражены основания, по которым суд удовлетворил требования в администрации города Ульяновска.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что *** умер М*** Д.П.,      Бурлаков Д.А. является племянником М*** Д.П.

16.04.2009 М*** Д.П. составил завещание, удостоверенное нотариусом г.Ульяновска Ж*** З.С., по которому завещал принадлежащую ему на праве собственности долю в пятикомнатной коммунальной квартире 1/5 в доме *** своему племяннику – Бурлакову Д.А., 27.01.1980 года рождения.

Наследственное дело после смерти М*** Д.П. не заводилось.

Обращаясь в суд с настоящим иском Бурлаков Д.А. указал, что о завещании он не знал, в связи с чем имеются основания для восстановления пропущенного срока для принятия наследства.    

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Бурлакова Д.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с п. 1 ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) для приобретения наследства наследник должен его принять.

Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п. 1 ст. 1154 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств: а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (ст. 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.

В ходе судебного разбирательства установлено, что Бурлаков Д.А. не знал о завещании, составленном дядей на его имя, факт принятия им наследства в виде комнаты в коммунальной квартире нашел свое подтверждение, истец является единственным наследником после смерти М*** Д.Р. по завещанию, других наследников не установлено, родной брат истца - Бурлаков С.А.  возражений по принятию истцом наследства не имеет, истец после смерти М*** Д.П. оплачивает коммунальные услуги за комнату. С учетом указанных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о восстановлении пропущенного истцом срока для принятия наследства после смерти М*** Д.Р.

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно п. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В соответствии с п.2 ст. 1151 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в  виде жилого помещения либо доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение.

Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании пункта 3 статьи 1151 ГК РФ, а также статьи 4 Федерального закона от 26.11.2001 №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества,  при рассмотрении судами дел о наследовании от имени муниципальных образований выступают их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Поскольку в данном случае объектом спорных отношений являлось жилое помещение, которое, при отсутствии наследников, подлежало передаче в собственность муниципального образования, суд первой инстанции обоснованно привлек к участию в деле в качестве ответчика администрацию г. Ульяновска.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 18 ноября 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: