Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Компенсация за неисполнение решения суда
Документ от 13.01.2020, опубликован на сайте 21.01.2020 под номером 85887, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

Дело № 3а-41/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

13 января 2020 года                                                                          г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.

при секретаре Семагиной Н.Г.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Азиханова Никиты Вячеславовича к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

Азиханов Н.В. обратился  в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В обоснование заявленных требований указал, что решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области  от 21 марта 2018 года по делу №2-1057/2018 на ответчика была возложена обязанность по обеспечению его специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещении на территории р.п. Тереньга Тереньгульского района Ульяновской области.

16 июля 2018 года было возбуждено исполнительное производство. Однако на момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено, в связи с чем нарушено его право на жилище. Срок неисполнения решения суда по состоянию на 28 ноября 2019 года составляет 1 год 4 месяца.

В связи с  этим истец просил присудить ему компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере   250 000 руб., а также взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., расходы по отправке судебной корреспонденции участникам процесса в сумме 289 руб. 30 коп. (с учетом уточненных исковых требований).

Суд привлек к участию в деле в качестве административного ответчика Ульяновскую область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области.

В судебном заседании представитель административного истца Новиков А.Ю.  заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Азиханов Н.В., представители Министерства финансов Ульяновской области, Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, Отдела образования администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области, судебный пристав-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области, прокурор Тереньгульского района Ульяновской области   в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени  рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В письменном отзыве на административный иск Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя и в удовлетворении иска отказать. В обоснование своей позиции указало на то, что Министерство систематически проводит работу по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В 2016-2018 годах торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в МО «Тереньгульский район»,  не объявлялись из-за отсутствия в областном бюджете денежных средств. В течение 2019 года Министерством планируется объявить аукционы по приобретению жилых помещений для детей-сирот. 

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П им выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 4000 руб.

Министерство является исполнительным  органом государственной власти и все денежные средства, находящиеся в его распоряжении, имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной «Ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области» на 2019 год, утвержденной законом Ульяновской области от 21 декабря 2018 года № 173-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Министерство не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов может исполнить решение суда.

Кроме того, указывает на то, что размер компенсации является завышенным.

Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в письменном отзыве на иск указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает обязанность по исполнению решения на орган государственной власти субъекта – Министерство. 

Кроме того считает, что нарушение срока исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Считает размер компенсации завышенным.

Указывает на то, что  Министерством проводится систематическая работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилья для детей-сирот.  Лицом, временно не получившим жилье, предоставляется ежемесячная компенсация за наем жилья в размере 4000 руб. В областном бюджете на 2019 -2021 годы предусмотрены денежные средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав  материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-1057/2018 Сенгилеевского  районного суда Ульяновской области, исполнительное производство № 21574/18/73017-ИП, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 21 марта 2018 года по делу № 2-1057/2018 были удовлетворены исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области в  интересах Азиханова Н.В.  На Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее – Министерство) возложена обязанность по обеспечению  Азиханова Н.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга, Тереньгульского района Ульяновской области. 

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 19 июня 2018 года вышеуказанное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу.

4 июля 2018 года исполнительный лист направлен судом в ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска для возбуждения исполнительного производства.

12 июля 2018 года исполнительный лист передан из ОСП по Ленинскому району г.Ульяновска в МОСП по исполнению особых исполнительных производство, где 16 июля 2018 года было возбуждено исполнительное производство.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику -  Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения.

12 апреля 2019 года судом произведена замена должника в исполнительном производстве – на Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

До настоящего времени решение Сенгилеевского  районного суда Ульяновской области  от  21 марта 2018 года не исполнено.

С настоящим административным исковым заявлением Азиханов Н.В.  обратился в суд 2 декабря 2019 года, т.е. в установленный частью 8 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ, частью 4 статьи 250 КАС РФ срок.

Период неисполнения судебного решения составляет 1 год 5 мес. 24 дня (со дня возбуждения исполнительного производства).

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, а также Министерством финансов Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства, свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах  Азиханов Н.В. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает необходимым присудить Азиханову Н.С.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (ст. 106 КАС РФ).

На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

При подаче данного административного искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., а также затрачено 289 руб. 30 коп. на пересылку искового заявления ответчику и заинтересованным лицам, что подтверждается соответствующими квитанциями.  Указанные расходы истца подлежат взысканию в его пользу.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Азиханова Никиты Вячеславовича удовлетворить частично.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Азиханова Никиты Вячеславовича компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей, расходы по госпошлине в сумме 300 рублей, почтовые расходы в сумме 289 руб. 30 коп.  с перечислением денежных средств на расчетный счет Азиханова Никиты Вячеславовича №***, открытый в Ульяновском отделении № 8588 ПАО Сбербанк, ИНН банка получателя 7707083893,  БИК банка получателя 047308602,  кор. счет     30101810000000000602.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Азиханову Никите Вячеславовичу отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.