Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 07.02.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85875, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                       Дело № 33-733/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 7 февраля  2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой  Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 октября 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 24 декабря 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Цветковой Валентины Терентьевны к Государственному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника № 4» удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника № 4»  выписывать Цветковой Валентине Терентьевне льготные рецепты на *** в количестве 2 шт. (однократно 1 раз в 2 года) и *** в количестве 110 в год.

В удовлетворении иска к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Засвияжского района города Ульяновска, действуя в интересах Цветковой В.Т., обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 4». 

В обоснование иска указал, что прокуратурой Засвияжского района города Ульяновска проведена проверка по результатам которой выявлено, что права истца  на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными средствами ответчиком нарушены. Установлено, что согласно рекомендациям врачей стационара истцу лечащим врачом поликлиники ежемесячно назначается *** 2 раза в день.

Цветкова В.Т. *** ответчиками до настоящего времени не обеспечена.

Истица ежемесячно обеспечивается лишь *** в количестве 10 штук.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ГУЗ «Городская поликлиника № 4», Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Цветковой В.Т. ***. Обязать ГУЗ «Городская поликлиника № 4» выписывать Цветковой В.Т. льготные рецепты на *** в количестве 2 шт. (однократно 1 раз в 2 года) и *** в количестве 110 в год. Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Цветкову В.Т. *** в соответствии с назначениями лечащего врача.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Правительство Ульяновской области, Министерство финансов Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника №4», врачи ГУЗ «Городская поликлиника № 4» Жданова И.В, Разина Е.А., Рубцова Н.С.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что обеспечение медицинскими изделиями и лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Дополняет, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.

Ссылается, на письмо Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013 № 21-6/10/2-4878 в котором, указано, что стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории РФ лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых  в организм человека, компонентов крови, видов лечения, питания, включая специализированные продукты, в связи с чем не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом планирования объемов и стоимости медицинской помощи.

Кроме того считает, что медицинские показания истца могут измениться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В Российской Федерации, как социальном государстве, предусматривается охрана здоровья людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.

Статьей 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Из материалов дела следует, что Цветкова В.Т. наблюдается в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом: ***. Код диагноза истицы по МКБ *** - Международной классификации болезней - ***, что усматривается из рецептов, выписываемых Цветковой В.Т.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» *** включен в указанный перечень.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным ***.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения  осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, медицинских изделий, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата, наименование и количество изделий медицинского назначения.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.12.2017 № 680-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с данным перечнем больные ***  обеспечиваются в том числе и изделиями медицинского назначения: ***.

С 01.06.2018 по 21.06.2018 Цветкова В.Т. находилась на стационарном лечении в отделении эндокринологии ГУЗ «ЦК МСЧ». Согласно рекомендациям стационара истцу лечащим врачом поликлиники ежемесячно назначается *** 2 раза в день.

Лечебным учреждением ГУЗ «Городская поликлиника №4» истице ежемесячно выписываются ***.

Исходя из сведений об обслуженных рецептах за 2018 год, предоставленных АО «УльяновскФармация»  Цветкова В.Т. была обеспечена *** в соответствии с выписанными рецептами в полном объеме.

Прокурор обращаясь в суд с иском в интересах Цветковой В.Т., просил обязать ГУЗ «Городская поликлиника № 4» выписать ей льготные рецепты на получение ***.

Решением суда исковые требования прокурора в  части возложения на ГУЗ «Городская поликлиника № 4» обязанности выписывать Цветковой В.Т. льготные рецепты на *** в количестве 2 шт. (однократно 1 раз в 2 года) и *** в количестве 110 в год были удовлетворены.

Удовлетворяя  данные исковые требования, суд  сослался на Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю ***, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 12.11.2012 № 899н. Согласно п. 8 Порядка в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи, врачи-терапевты участковые, врачи общей практики (семейные врачи) и врачи-эндокринологи оказывают медицинскую помощь в амбулаторных условиях на основе стандартов медицинской помощи.

Стандарт медицинской помощи больным с инсулинозависимым ***, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.12.2007 № 748, предусматривает обеспечение больных *** в количестве 2 шт. (предоставляется однократно при отсутствии *** и для замены 1 раз в 2 года) и *** в количестве 110 в год.

При этом,  в письме  Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.07.2013 № 21-6\10\2-4878 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации указано, что  стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели  частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечения, питания, включая специализированные продукты, в связи с  чем не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных  гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание то, что бесплатное обеспечение  больных *** лекарственными препаратами и медицинскими изделиями является расходными обязательствами  бюджета субъекта РФ – Ульяновской области, перечнем, утвержденным Правительством Ульяновской области предусмотрено бесплатное обеспечение больных *** ***, которые истице были выписаны врачом и ею получены, что свидетельствует о  соблюдении прав истицы.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене принятого по делу судебного постановления, между тем, 05.02.2019 Цветковой В.Т. выписаны рецепты на бесплатное получение *** в количестве двух штук и ***, то есть решение суда исполнено  в добровольном порядке.

При таких обстоятельствах достаточных оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.  

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 октября 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 24 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: