Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85870, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение ребёнка-инвалида лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                                    Дело № 33-5454/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-2149/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 сентября 2019 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Уваровой Елизаветы Сергеевны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Уварову Елизавету Сергеевну, *** года рождения, лекарственным препаратом «T***» в соответствии с рецептами серии *** № *** от 17.05.2019, *** № *** от 26.07.2019.

Взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Уваровой Елизаветы Сергеевны денежные средства в размере 2895 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «T*** b***» по рецепту от 19.06.2018 серии *** № ***.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском в интересах Уваровой Е.С., *** года рождения, к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» об обязании обеспечить лекарственными средствами.

В обоснование иска указал, что Уварова Е.С. является и*** *** г***, ей выставлен диагноз «м***», т*** т***. М*** – с*** н*** з***, о*** м*** г*** т*** р*** м*** и х*** п*** ж*** в*** с***, т*** н*** ф*** о*** д***. В связи с имеющимся заболеванием по жизненным показаниям Уварова Е.С. нуждается в приеме лекарственных препаратов, которыми своевременно не обеспечивается.

 

17.05.2019 и 26.07.2019 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Уваровой Е.С. были выписаны рецепты соответственно серии *** №*** и №*** для получения лекарственного препарата «T***». При обращении в аптечные учреждения АО «УльяновскФармация», расположенные на территории г.Димитровграда, осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в выдаче было отказано по причине их отсутствия в наличии.

Кроме того, 19.06.2018 Уваровой Е.С. выписан рецепт серии *** №*** для получения лекарственного препарата «T*** b***», которым она также не была обеспечена, приобрела указанное лекарственное средство за собственные денежные средства, потратив 2895 руб.

С учетом уточнения иска просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Уварову Е.С. лекарственным препаратом «T***» в соответствии с рецептами серии *** № ***, *** № ***; взыскать с Министерства здравоохранения Ульяновской области в пользу Уваровой Е.С. денежные средства в размере 2895 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «T*** b***» по рецепту от 19.06.2018 серии *** № ***.

Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом. Считает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться, в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание на то, что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления, и тем самым Министерство не имеет возможности выдать лекарственные препараты вследствие истечения срока годности рецептов. Кроме того, дополняет, что медицинские показания могут измениться, и Уварова Е.С. возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Просит учесть, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Уварова Е.С., 15.02.1999 года рождения, является инвалидом третьей группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение лекарственных средств по рецептам врача.

Лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Уваровой Е.С. выписаны рецепты от 17.05.2019 серии *** № *** и от 26.07.2019 серии *** №*** на получение лекарственного препарата «T***»; от 19.06.2018 серии *** № *** на получение лекарственного препарата «T*** b***».

В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация» лекарственных препаратов истица не была обеспечена данными препаратами.

Лекарственный препарат «T*** b***» Уварова Е.С. была вынуждена приобрести на сумму 2895 руб. за счет собственных средств. Расходы подтверждены товарным и кассовым чеком.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению Уваровой Е.С. лекарственными препаратами и взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1, в котором поименована болезнь «м***».

Поскольку в обеспечении необходимым для лечения лекарственным препаратом истцу было отказано, Уварова Е.С. вынуждена была приобретать его за собственные денежные средства. Учитывая, что расходы на приобретение лекарственного препарата «T*** b***» истицей за личные денежные средства подтверждены документально, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных правовых норм обоснованно взыскал с ответчика в пользу истицы денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 2895 рублей. Размер указанных расходов ответчиком не оспаривался.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Уваровой Е.С. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Уваровой Е.С. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов выполнило, невыдача же данных препаратов истцу произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что невыдача Уваровой Е.С. бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом, и выдача данных препаратов впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить истца лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истица постоянно нуждается в применении указанных лекарственных препаратов, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена данными препаратами сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи