Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании незаконным бездействия
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 09.01.2020 под номером 85792, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по не оборудованию мест для накопления твердых бытовых отходов, возложении обязанности оборудовать 273 места для накопления твердых бытовых отходов на территории муниципального образования в соответствии с тебованиями СанПиН, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Уланов А.В.                                                          Дело № 33а-5497/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                          24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Старомайнского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 7 октября 2019 года по делу №2а-2294/2019, по которому постановлено:

 

административные исковые требования прокурора Старомайнского  района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия администрации МО «Старомайнский район» по не оборудованию 273 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Старомайнский район» в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 и возложении обязанности  оборудовать 273 места (площадок) согласно утвержденного реестра постановлением администрации МО «Старомайнский район» от 24.06.2019 №415 для накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Старомайнский район» в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64 оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора           Федечко Ф.И., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по необорудованию мест для накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), возложении обязанности оборудовать места для накопления ТКО на территории муниципального образования в соответствии с требованиями СанПиН.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения в границах муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов установлено, что на территории муниципального образования имеются 273 места для накопления ТКО, которые не оборудованы в соответствии с требованиями п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64.

По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области было внесено представление об устранении нарушений закона от 01.02.2019, которое не исполнено в полном объеме.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области по необорудованию 273 мест (площадок) для накопления ТКО на территории МО «Старомайнский район» Ульяновской области в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64; обязать административного ответчика оборудовать 273 места (площадки) согласно реестру, утвержденному постановлением администрации МО «Старомайнский район» от 24.06.2019 №415, для накопления ТКО на территории МО «Старомайнский район» Ульяновской области в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Старомайнского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В обоснование апелляционного представления приводит доводы, изложенные в административном иске. Указывает, что согласно ст.ст. 14, 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, а также определения схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории Старомайнского района Ульяновской области лежит на административном ответчике.

Судом не дана оценка представленным прокурором доказательствам, в частности: постановлению по делу об административном правонарушении от 03.04.2019 о привлечении должностного лица администрации МО «Старомайнский район» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, ответу административного ответчика на представление.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя  административного ответчика согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.2 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

Судом при рассмотрении дела допущены такие нарушения.

В соответствии с ч.4 ст.14, п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно п.2, п.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно ст.8 Устава МО «Старомайнский район» Ульяновской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования «Старомайнский район» от 21.11.2006 №078-РСД) (ред. от 28.05.2019) муниципальное образование «Старомайнский район» состоит из следующих муниципальных образований: Старомайнское городское поселение, Жедяевское сельское поселение, Кандалинское сельское поселение, Краснореченское сельское поселение, Матвеевское сельское поселение, Прибрежненское сельское поселение, Урайкинское сельское поселение.

Учитывая приведенные нормы права, отсутствие соответствующего закона Ульяновской области, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Старомайнского района Ульяновской области лежит на администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области.

Согласно частям 1, 3, 4 ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в соответствии с п.3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Согласно п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64, для установки контейнеров, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

По делу установлено, что постановлением администрации МО «Старомайнский район» от 24.06.2019 №415 утвержден реестр мест (площадок) накопления коммунальных отходов на территории муниципального образования «Старомайнское городское поселение» и муниципальных образований, входящих в состав муниципального образования «Старомайнский район», который включает 273 места нахождения площадок накопления ТКО на территории Старомайнского района.

Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции сослался на то, что административным истцом не представлено доказательств необорудования административным ответчиком всех 273 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также на то, что прокурором не опровергнута позиция административного ответчика об оборудовании определенного количества площадок.

Судебная коллегия не соглашается с указанными судом основаниями отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Согласно представленному в материалы дела реестру на территории Старомайнского района Ульяновской области должно располагаться 273 площадки накопления твердых коммунальных отходов, 80 из которых – на территории       р.п. Старая Майна, 24 – на территории СНТ «Луговое», СНТ «Степное», СНТ «Автомобилист», СНТ «Заречное», остальные площадки – на территориях сельских поселений, входящих в состав Старомайнского района.

Из ответа Главы администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области от 05.07.2019 №1620, отзыва административного ответчика на административный иск усматривается, что администрация МО «Старомайнский район» Ульяновской области в ходе рассмотрения дела не отрицала того обстоятельства, что места накопления твердых коммунальных на территории всего района не оборудованы, в том числе на территориях сельских поселений,  входящих в состав МО «Старомайнский район».

Ссылка административного ответчика на то, что на территориях Старомайнского городского поселения и сельских поселений оборудовано 36 площадок с основанием – бетонная плита, каркас – профтруба с сеткой рабицей и 30 площадок с основанием бетонная труба, а также на проведение работы по оборудованию площадок, свидетельствует о том, что администрацией МО «Старомайнский район» не выполнены требования п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 по оборудованию всех указанных в реестре площадок для накопления ТКО.

Невыполнение административным ответчиком требований санитарного законодательства по оборудованию мест накопления ТКО на территории Старомайнского района подтверждается и представленными в дело материалами о привлечении и.о. начальника отдела ЖКХ, ТЭР (топливно-энергетических ресурсов) Управления ЖКХ, ТЭР, строительства администрации МО «Старомайнский район» Тимофеева М.В. к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.

В силу приведенных обстоятельств у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного прокурором административного иска, направленного на соблюдение административным ответчиком санитарного экологического законодательства.

Административный иск прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Старомайнский район» Ульяновской области по необорудованию 273 мест (площадок) для накопления ТКО на территории МО «Старомайнский район» Ульяновской области, а также возложении на административного ответчика обязанности оборудовать площадки для накопления ТКО согласно утвержденному постановлением администрации МО «Старомайнский район» от 24.06.2019 №415 реестру подлежит удовлетворению в полном объеме.

Доводы администрации МО «Старомайнский район» о проведении работ по оборудованию части площадок ТКО на территории района не свидетельствует о необоснованности требований прокурора, поскольку каких-либо конкретных данных по территориальному расположению таких площадок и доказательств соответствия оборудования данных площадок требованиям СанПиН в суд не представлено.

Возложение на административного ответчика обязанности исполнить требования законодательства по всем площадкам, указанным в реестре, утвержденном постановлением администрации от 24.06.2019 №415, не нарушает прав администрации, поскольку не препятствует представить сведения о соответствии конкретных площадок п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 при исполнении судебного решения.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает необходимым установить администрации МО «Старомайнский район» срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, то есть с даты вынесения настоящего апелляционного определения. При установлении срока исполнения решения суда судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что для оборудования площадок для накопления ТКО требуется выделение из бюджета значительных средств, а также необходимость соблюдения права населения, проживающего на территории Старомайнского района Ульяновской области, на санитарно-экологическое благополучие окружающей среды.

Таким образом, принятое по делу решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска прокурора Старомайнского района Ульяновской области в полном объеме.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 7 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области по необорудованию 273 мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64.

Возложить на муниципальное образование «Старомайнский район» Ульяновской области обязанность в течение 6 месяцев оборудовать 273 места (площадки), согласно реестра, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области от 24.06.2019 №415, для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской области в соответствии с п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64.

 

Председательствующий

 

Судьи: