У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
Судья Калянова Л.А.
Дело № 33а-5533/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
24 декабря 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,
судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,
при секретаре Голышевой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области на решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 6 сентября 2019 года по
делу № 2а-713/2019, по которому постановлено:
административные
исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к
Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области,
администрации муниципального образования «Чердаклинский район», Министерству
строительства и архитектуры Ульяновской области о признании бездействия в части
непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки незаконными, возложении
обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора,
удовлетворить частично.
Признать
незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской
области в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки за
земельных участках с кадастровыми номерами *** на территории муниципального
образования «Мирновское сельское поселение»
Чердаклинского района Ульяновской области.
Обязать
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области ликвидировать
свалку твердых бытовых отходов и мусора на земельных участках с кадастровыми
номерами *** на территории муниципального образования «Мирновское
сельское поселение Чердаклинского района Ульяновской области».
В
удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской
области к Агентству государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области, администрации муниципального образования «Чердаклинский
район» отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения
представителя Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Степановой А.П., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., представителя администрации
муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области Силантьевой
С.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу
не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился
в суд с административным иском к Агентству государственного имущества Ульяновской
области, администрации МО «Чердаклинский район» Ульяновской области,
Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании незаконным
бездействия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки,
возложении обязанности ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и мусора.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки исполнения требований природоохранного законодательства установлено,
что в Мирновском сельском поселении Чердаклинского
района Ульяновской области на земельных участках с кадастровыми номерами ***
имеется несанкционированная свалка (пластик, строительные и пищевые отходы и
др.). По сведениям Единого государственного реестра недвижимости названные
земельные участки находятся в собственности Ульяновской области. Органом,
уполномоченным на реализацию прав собственника в отношении регионального
имущества, а также органами местного самоуправления меры по ликвидации
несанкционированной свалки не принимаются длительное время.
Указанная свалка объемом 7000 куб.м в кадастровом квартале ***
включена в 2017 году в реестр мест несанкционированного складирования твердых
коммунальных отходов на территории Ульяновской области. До настоящего времени
уполномоченными органами никаких мер по ликвидации свалки не принято, что
свидетельствует о незаконном бездействии административных ответчиков. Наличие
несанкционированной свалки противоречит санитарно-эпидемиологическим правилам и
нормативам «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов
производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03»,
утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации
30.04.2003 и санитарным правилам «Гигиенические требования к устройству и
содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН
2.1.7.1038-01», утвержденным Главным государственным санитарным врачом
Российской Федерации 30.05.2001.
Прокурор просил признать бездействие административных
ответчиков в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки на
земельных участках с кадастровыми номерами ***, расположенных на территории МО
«Мирновское сельское поселение» Чердаклинского района
Ульяновской области и обязать ликвидировать свалку твердых бытовых отходов и
мусора на указанных земельных участках.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и
архитектуры Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного
иска к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области.
Указывает на то, что согласно Положению о Министерстве
строительства и архитектуры Ульяновской области, утвержденному постановлением
Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/557-П, с 01.01.2019
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области осуществляет
полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности
Ульяновской области, и земельными участками, государственная собственность на
которые не разграничена, расположенными на территории муниципального
образования «город Ульяновск».
Ссылается на то, что полномочия по организации деятельности
по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых
коммунальных отходов возложены на орган местного самоуправления. Данные
полномочия не перераспределялись в соответствии с Законом Ульяновской области
от 03.07.2015 №85-ЗО между органами местного самоуправления муниципальных
образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской
области, а сохранились за органами местного самоуправления.
Полагает, что в отсутствие доказательств вины в ухудшении
качества земельного участка на Министерство не может быть возложена обязанность
по ликвидации несанкционированной свалки.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО
«Чердаклинский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции не явились
представители Агентства государственного имущества Ульяновской области
(находится в стадии ликвидации), администрации МО «Мирновское
сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, о месте и
времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть
дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к
отмене решения суда.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002
№7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды – это деятельность
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических
лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное
использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию
ее последствий.
Согласно ст.3 названного Федерального закона хозяйственная и
иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на
окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение
благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание
экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и
государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей
среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов
как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и
экологической безопасности.
В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района
относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному
сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению
твердых коммунальных отходов.
Правовое регулирование в области обращения с отходами
осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления».
Понятие несанкционированной свалки содержится в п.4.13 ГОСТ
30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с
отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от
28.12.2001 N 607-ст), согласно которому несанкционированные свалки отходов –
это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них
отходов.
Как установлено судом, 11.07.2019 в результате проверки,
проведенной прокуратурой Чердаклинского района по вопросу исполнения требований
природоохранного законодательства при размещении твердых бытовых отходов на
земельных участках МО «Мирновское сельское поселение»
Чердаклинского района Ульяновской области в кадастровом квартале *** на земельных участках с кадастровыми номерами ***
выявлена несанкционированная свалка (пластик, строительные и пищевые отходы и
др.) объемом 7000 куб.м.
Названные земельные участки являются землями
сельскохозяйственного производства, находятся за пределами населенного пункта.
По сведениям ЕГРН собственником земельных участков является Ульяновская
область.
Указанная несанкционированная свалка включена в реестр мест
несанкционированного складирования ТКО (твердых коммунальных отходов) на
территории Ульяновской области.
Доказательств принятия мер по ликвидации данной
несанкционированной свалки в дело не представлено.
В соответствии с п.1, п.2 ст.13 Земельного кодекса
Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов
государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и
физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента
окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники
земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных
участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами
производства и потребления и другого негативного воздействия.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся
собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять
мероприятия по охране земель и не допускать их загрязнение, захламление (ст.42
ЗК РФ).
Принимая во внимание, что органом, осуществляющим полномочия
Ульяновской области как собственника земельных участков, является Министерство строительства
и архитектуры Ульяновской области, суд пришел к правильному выводу о том, что
надлежащим ответчиком по требованиям прокурора о ликвидации свалки,
расположенной на земельных участках, принадлежащих Ульяновской области,
является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области, в связи
с чем обоснованно признал незаконным бездействие данного административного
ответчика по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки, возложив
на него обязанность ликвидировать свалку.
Довод апелляционной жалобы о том, что обязанность по
ликвидации несанкционирвоанной свалки должна быть
возложена на лицо, виновное в её образовании, не опровергает правильность
принятого по делу решения.
Поскольку виновное лицо в образовании несанкционированной
свалки не установлено, обязанность по её ликвидации обоснованно возложена на
собственника земельных участков.
Доводы, приведенные Министерством строительства и
архитектуры Ульяновской области в апелляционной жалобе, были предметом
рассмотрения суда первой инстанции, и в решении им дана надлежащая оценка, с
которой судебная коллегия соглашается.
Принятое по делу решение является правильным, материальный и
процессуальный закон, регулирующий спорные правоотношения, применен судом верно.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь
ст.309 -Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от
6 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: