Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Отказ в социальной выплате
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 30.12.2019 под номером 85784, 2-я гражданская, об обязании включить семью в сводный список молодых семей – участников городской целевой программы «Молодая семья», обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                             Дело № 33-5265/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1878/19 по апелляционной жалобе Мирзазановой Нурии Ринатовны на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 сентября 2019 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении уточненных исковых требований Мирзазановой Нурии Ринатовны, действующей в своих интересах и в интересах М*** М*** Р***,  к администрации г.Димитровграда, муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации социальных программ», Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, о понуждении выдать свидетельство о праве на социальную выплату на приобретение жилого помещения отказать.  

 

Заслушав доклад судьи  Фёдоровой Л.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Мирзазанова Н.Р. обратилась в суд с иском к администрации г.Димитровграда о включении в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, о понуждении выдать свидетельство о праве на социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Требования мотивировала тем, что ее семья в составе двух человек она и сын М*** М.Р., *** года рождения, участвуют в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2021 годы Федеральной целевой программы «Жилище» с 30.08.2010 по настоящее время. С момента постановки ее семьи на учет очередь практически не изменяется. Как следует из письма МКУ «Управление по реализации социальных программ» от 29.05.2018 ее семья переведена в очереди с *** на *** место. Ее последующие запросы с целью установления правомерности изменения порядкового номера ее семьи в очереди не принесли положительного результата. По всем запросам, в том числе по жалобе в прокуратуру, ей пришли ответы, что порядковый номер в очереди в отношении ее семьи не менялся. Требования о предоставлении списков за истекший период были проигнорированы. Начиная с ноября 2017 года ей сообщали, что в ближайшее время предоставят жилье. Прокурорской проверкой установлено, что она никогда не состояла в очереди под №***. Официальный документ, на который она сослалась, прокуратурой проигнорирован. Полагает, что возможно в целях сокрытия допущенных нарушений должностные лица МКУ «Управление по реализации социальных программ» предоставили в прокуратуру недостоверные сведения. Иначе объяснить противоречия между названным письмом и результатами прокурорской проверки она не может. Таким образом, с ноября 2017 года она состояла в очереди под №***. По информации, полученной от МКУ «Управление по реализации социальных программ» от 01.02.2019 порядковый номер в очереди ее семьи является №***. С ноября 2017 года по февраль 2019 года было предоставлено молодым семьям одно жилье. Имеются все основания полагать, что предоставление за указанный период времени жилья лишь одной семье не соответствует действительности. Уже в июле 2019 года она достигнет возраста, когда ее исключат из списков на получение социальной выплаты по подпрограмме «Молодая семья». У нее имеются основания полагать, что сотрудники МКУ «Управление по реализации социальных программ» умышленно задерживают процесс предоставления ей жилья.

По уточненным требованиям просила обязать Администрацию МО «город Димитровград» включить ее семью в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», обязать Администрацию МО «город Димитровград» выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» (л.д.124-125, т.1).

Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ»,  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Мирзазанова Н.Р. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования. 

В обоснование жалобы ссылается на письмо МКУ «Управление по реализации социальных программ» от 29 мая 2018 года в котором указано, что согласно списка, сформированного и утвержденного в ноябре 2017 года ее семья переведена в очереди с *** на *** место. Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями ее матери У*** Ф.Р. Полагает, что показания свидетеля опровергают представленные ответчиком документы и свидетельствуют об их фальсификации.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области считает решение суда законным и обоснованным.

В возражениях на апелляционную жалобу Муниципальное казенное учреждение «Управление по реализации социальных программ» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

В период с 2002 года по 2010 год действовала Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675. В состав указанной программы входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».

Механизм реализации указанной подпрограммы предполагал оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Социальная выплата предоставлялась на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и могла быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставлялось молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).

Социальная выплата могла быть также использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.

В 2010 году действие Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675, в состав которой входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», закончилось.

 

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы. В её состав включена также подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением №3 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.08.2010 № 31/281-П была утверждена Областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. На основании областной программы в г.Димитровграде Ульяновской области разработана и утверждена городская целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».

Участником муниципальной программы (участником подпрограмм «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050, «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 2014-2020 годы» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры Ульяновской области» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/412-П) может быть молодая семья, соответствующая требованиям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, а также Порядком формирования списков молодых семей.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей –участников мероприятий ведомственной целевой программы изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и форма этого списка определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи – участники мероприятий ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.

В соответствии с п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Социальные выплаты семьям предоставляются по мере поступления бюджетных средств согласно строгой очередности, в соответствии с пунктом 11.3 Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области списков молодых семей – участников государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014 -2020 годы, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 №37/412-П.

В соответствии с пунктом 13 Приложения №11 к вышеуказанной программе одним из оснований для исключения молодой семьи из списка является достижение одним из супругов возраста 36 лет.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  в соответствии с протоколом заседания Комиссии по жилищным вопросам Администрации г.Димитровграда от 12.08.2010 №*** утвержденным Постановлением Администрации г.Димитровграда Ульяновской области от 30.08.2010 №*** семья Мирзазановой Н.Р. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д.63,т.1).

На момент включения в состав участников указанной подпрограммы семья истицы отвечала необходимым критериям, установленным Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285. 

Из копии журнала выдачи свидетельств о праве на получение субсидий на приобретение (строительство жилья) МКУ «Управление по реализации социальных программ» следует, что в 2012 году было выдано 38 свидетельств, в 2013 году – 4, в 2014 году – 1, в 2015 году – 2, в 2016 году – 3, в 2017 году – 6, в 2018 году – 0, в 2019 году – 6 (л.д.127-48, т.1).

В соответствии с выпиской из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2018 году, утвержденной Министерством промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.11.2017 Мирзазанова Н.Р. состояла в очереди под №***.

Согласно выписке из списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2019 году, утвержденной Министерством промышленности, строительства, жилищно – коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 24.12.2018 семья Мирзазановой в указанном списке не состоит, поскольку не было достаточного софинансирования.

Мирзазанова и ее сын состоят в списке молодых семей – участников мероприятия «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 2014-2021 годы» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы» на 2020 год по г.Димитровграду Ульяновской области, утвержденном постановлением Администрации г.Димитровграда от 31.05.2019 №*** под №*** (л.д.2-9, т.2).

24 июня 2019 года между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и администрацией г. Димитровграда было заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта РФ местному бюджету на реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, в рамках основного мероприятия «Обеспечение жилыми помещениями граждан, относящихся к категориям, установленным законодательством» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 2014-2021 годы» государственной программы «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (л.д.186-191, т.1).

На основании Выписки из списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2019 году по МО «город Димитровград» Ульяновской области от 24.12.2018 участниками программы в 2019 году стали 6 семей (из  них - 2 многодетные семьи) (л.д.216-219, т.1).

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дав верную правовую оценку представленным доказательствам,  обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для  удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

Как указано выше Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 2010 года №1050 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части – отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», включающую правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно указанным Правилам список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляет их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (пункты 20 и 22).

После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утверждает список молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (пункт 23 указанных Правил).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 15 апреля 2016 года №159-П «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из областного бюджета Ульяновской области бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области в целях реализации мероприятий «Предоставление социальных выплат молодым семьям» подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Ульяновской области на 2014 – 2021 годы» государственной программы Ульяновской области «Развитие строительства и архитектуры в Ульяновской области» на 2014-2021 годы» установлено, что субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Ульяновской области, связанных с реализацией муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей, предусматривающих мероприятия по предоставлению социальных выплат молодым семьям на приобретение жилого помещения или строительство  жилого объекта индивидуального жилищного строительства.

Главным распорядителем средств бюджета, предоставляемых местным бюджетам в форме субсидий, является Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

Министерство вносит в установленном порядке предложения по перераспределению объемов бюджетных ассигнований, утвержденных законом Ульяновской области  об областном бюджете на соответствующий финансовый год, на предоставление субсидий, не подтвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области принятыми бюджетными обязательствами по состоянию на 1 ноября текущего финансового года.

Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Министерству на цели, указанные в пункте 2 названного Порядка.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из того, что выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлена финансовыми возможностями государства.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия  считает необходимым отметить, что исходя из целей и задач федеральной подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными правилами требованиям к молодой семье.

Само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей –участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2015 года № 3-О и от 23 апреля 2015 года №997-О).  

Доводы апелляционной жалобы том, что семья Мирзазановой была переведена в очереди с №*** на №***, были предметом проверки суда первой инстанции и признаны несостоятельными, как не подтвержденные материалами дела. При этом суд правомерно указал, что наличие ответа МКУ «Управление по реализации социальных программ» не подтверждает данный довод, поскольку носит информационный характер.

Критически суд отнесся и к показаниям свидетеля У*** Ф.Р. в указанной части, поскольку они не согласуются с письменными материалами дела.

Изложенные в апелляционной жалобе Мирзазанова Н.Р доводы основаны на иной оценке доказательств, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на законность и обоснованность судебного решения.

На основании изложенного, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения Димитровградского городского  суда Ульяновской области от 9 сентября 2019 года, поскольку оно постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, все они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка.

Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, поэтому правильное по существу решение суда, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 9 сентября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мирзазановой Нурии Ринатовны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: