УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шлейкин М.И.
Дело № 33-5375/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
24 декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой
Н.Г.,
судей Калашниковой Е.В., Рыбалко
В.И.,
при секретаре Туктаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод»
на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября
2019 года, с учетом дополнительного решения того же суда от 1 октября 2019 года, по делу № 2-208/2019,
которым, постановлено:
исковые требования прокурора Сенгилеевского района
Ульяновской области в интересах
Владимировой Галины Петровны к обществу с ограниченной ответственностью
«Сенгилеевский цементный завод»
о возложении обязанности предоставить жилое помещение, а также исковые
требования Егоровой Елены Александровны, Романовой Ирины Евгеньевны к обществу
с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский
цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое
помещение удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью
«Сенгилеевский цементный завод» предоставить Владимировой Галине Петровне,
Егоровой Елене Александровне, Романовой Ирине Евгеньевне благоустроенное жилое
помещение общей площадью не менее 35,6 кв.м, отвечающее установленным
санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального
образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района
Ульяновской области.
Указанное жилое помещение предоставить в общую долевую
собственность Владимировой Галине Петровне в размере 2/5 доли, Егоровой Елене
Александровне в размере 2/5 доли, Романовой Ирине Евгеньевне в размере 1/5
доли.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью
«Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного
бюджета в размере 300 руб.
Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения
представителей ответчика общества с ограниченной ответственностью
«Сенгилеевский цементный завод» Павлушкиной О.А., Боровиковой Е.Н.,
поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Сенгилеевского
района Ульяновской области
обратился в суд с иском в интересах Владимировой Г.В. к обществу с ограниченной
ответственностью (ООО) «Сенгилеевский
цементный завод» о возложении
обязанности предоставить жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указал, что в связи с
обращением Владимировой Г.В. прокуратурой Сенгилеевского района
Ульяновской области проведена
проверка о выполнении ООО «Сенгилеевский цементный завод»
законодательства при расселении жителей из санитарно-защитной зоны.
В ходе проверки
установлено, что администрацией общества с ограниченной ответственностью (ООО)
«Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский
цементный завод», утверждена программа
переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по
сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год
одной технологической линией».
В соответствии с указанной программой утвержден график
переселения жителей из санитарно-защитной зоны. В
график включено 46 домов, в том
числе многоквартирный дом, расположенный
по адресу: ***, в котором проживает Владимирова Г.В. Срок расселения жителей установлен 2012-2013 годы.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека по Ульяновской области
для завода установлена расчетная санитарно-защитная зона в 300 м от
границы территории промплощадки во всех направлениях.
Однако до настоящего времени ООО «Сенгилеевский цементный
завод» не принято мер по
переселению проживающей в санитарно-защитной зоне Владимировой Г.В., в связи с
чем нарушаются права последней на благоприятную окружающую среду.
Просил возложить на ООО «Сенгилеевский цементный
завод» обязанность предоставить
Владимировой Г.В. альтернативное жилье с аналогичными или улучшенными условиями
проживания.
Определением Сенгилеевского
районного суда Ульяновской области от
12 сентября 2019 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные
требования относительно предмета спора, привлечены Егорова
Е.А. и Романова И.Е., заявившие исковые требования аналогичные
требованиям прокурора.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
муниципальное учреждение администрацию муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области
(далее – администрация МО «Сенгилеевский район»), Федеральная служба
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия
человека (далее – Роспотребнадзор),
Управление Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
по Ульяновской области (далее –
Управление Роспотребнадзора по Ульяновской
области), ООО «Центр гигиены и
экологии», ООО «Экологические системы».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод»
просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в
удовлетворении исковых требований.
Отмечает, что ранее прокурором в интересах Владимировой
Г.П. заявлялись аналогичные требования
(дело № 2-243/2018), которые были оставлены судом без удовлетворения, в связи с
их преждевременностью.
Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не
были приняты во внимания положения части 13 статьи 26 Федерального закона от 3
августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении
изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации».
Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет
факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с
выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность расселить жилые застройки,
попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем
направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не
установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей
из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.
Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей
оценки представленной в материалы дела программе переселения из
санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу
мощностью 1 200 000
тонн в год одной технологической линией» (далее – программа переселения),
согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения
санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В
настоящее время Программа переселения продлена до 17 мая 2020 года, срок ее реализации не
наступил.
Не соглашается с выводами суда о нарушении ответчиком прав
граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о
состоянии окружающей среды, поскольку они не подтверждаются материалами дела. В
соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика
разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное
заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается
установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех
направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от
воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.
Указывает, что предприятие не введено в установленном
порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на
строительство продлено администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020
года.
Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о
переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое
помещение.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО
«Сенгилеевский район», Роспотребнадзор, Управление Роспотребнадзора по
Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную
жалобу – без удовлетворения.
В силу требований статей 167, 327 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает
возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях
относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 16
Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения
устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких
санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов
загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной
классификацией организаций.
Согласно пункту 3 статьи 44,
пункту 2 статьи 52 Федерального закона от
10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны
окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные
зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются
вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5
октября 2011 года администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО
«Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство завода по
производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год
по адресу: ***.
Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался
и действует до 17 мая 2020 года.
Срок действия данного разрешения с учетом неоднократного
продления определен до 17 мая 2020 года.
До настоящего времени предприятие в эксплуатацию не
введено, ведутся пуско-наладочные работы.
При этом предприятие начало осуществлять выпуск продукции
(пока не на предельных мощностях), производственный процесс ведется в несколько
смен, укомплектован штат работников более 350 человек.
Из экспертного заключения от
21 июня 2010 года № ***, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр
гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный
завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона
предварительно установлена в 300 м.
По заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г.
Ульяновск) в 2018 году
разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод»,
основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление
санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех
направлениях – 0 м.
Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены
и эпидемиологии» (г. Чебоксары) от 8 апреля 2019 года № *** о соответствии
вышеуказанного проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный
завод» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер»,
правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была
утверждена программа переселения жителей
из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу
мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».
В рамках данной программы переселения между ООО
«Сенгилеевский цементный завод» и администрацией МО «Сенгилеевский район»
было заключено соглашение от 13 августа
2009 года, по условиям которого ООО
«Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести
материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и
переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под
размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.
Согласно Приложению к Программе переселения жилой д. ***
включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны
предприятия, со сроком переселения
2012-2013 годы.
Владимировой Г.П., Егоровой Е.А., Романовой И.Е. на праве общей долевой собственности
принадлежит квартира, общей площадью 35,6 кв.м, расположенная по адресу: ***.
С целью переселения истицы Владимировой Г.П. из расчетной
санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился
в суд с настоящим иском. Егоровой Е.А. и Романовой И.Е. предъявлены
тождественные иски.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований
прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах
Владимировой Г.П., а также исков Егоровой Е.А. и Романовой И.Е., суд первой
инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные
зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»,
указал, что ООО «Сенгилеевский цементный
завод» приняло на себя обязательство по переселению граждан проживающих в
расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоне, однако длительное время
без уважительных на то причин это обязательство не исполняет.
В
2009 году ООО «Ф*** «И***» разработало для строящегося завода обоснование размера санитарно-защитной зоны,
с предложенным размером санитарно-защитной зоны – 300 м. Данное обоснование
получило положительное заключение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской
области при условии переселения жителей, проживающих в расчетной
(предварительной) санитарно-защитной
зоне.
Установление
предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны является основанием для
исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных программой
переселения.
Эксплуатируя
продолжительный период опасный производственный объект ООО «Сенгилеевский
цементный завод» каких-либо действий для окончательного установления
санитарно-защитной зоны, в частности, по натурному наблюдению и измерению для
подтверждения расчетных параметров, не проводило.
С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная
коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3
марта 2018 года № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и
использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных
зон (далее – Правила).
Согласно пункту 1 Правил санитарно-защитные зоны
устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству,
реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками
химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека
(далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического,
физического и (или) биологического воздействия, превышающего
санитарно-эпидемиологические требования.
Решение об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса
опасности по результатам рассмотрения
заявления об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (пункт 3
Правил).
К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной
зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о
проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта
санитарно-защитной зоны (пункт 14 Правил).
Санитарно-защитная зона и ограничения использования
земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со
дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр
недвижимости (пункт 25
Правил).
В силу части 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа
2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с
требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные)
санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования
земельных участков в них не действуют.
Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были
определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные
зоны, до 1 октября 2019
года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на
принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об
установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.
Органы государственной власти, органы местного
самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных
полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных)
санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные
на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об
установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования
ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с
приложением необходимых документов.
До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение
убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в
связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального
закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны,
выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные
участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным
использованием не осуществляются.
Из материалов дела следует, что ответчиком в установленном
законом порядке совершаются действия, направленные на установление санитарно-защитной зоны
предприятия (подготовлен проект санитарно-защитной зоны, проведена
негосударственная экспертиза проекта).
Однако решение об установлении санитарно-защитной зоны
предприятия до настоящего времени не принято.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит
заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы ООО «Сенгилеевский
цементный завод» о преждевременности заявленных исковых требований прокурора
Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Владимировой Г.П., а
также исков Егоровой Е.А. и Романовой И.Е.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или
изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или
неправильное применение норм материального права.
Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив
собранные по делу доказательства, судебная коллегия находит решение суда
области от 17 сентября 2019
года, с учетом дополнительного решения того же суда от 1 октября 2019 года,
подлежащими отмене с принятием по делу
нового решения, которым в удовлетворении исковых требований прокурора
Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Владимировой Г.П. и
исковых требований Егоровой Е.А. и Романовой И.Е. к ООО «Сенгилеевский
цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области
от 17 сентября 2019
года, с учетом дополнительного решения того же суда от 1 октября 2019 года, отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского
района Ульяновской области, действующего в интересах Владимировой Галины
Петровны и исковых требований Егоровой Елены Александровны, Романовой Ирины
Евгеньевны к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный
завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать.
Председательствующий Судьи