Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О переселении
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 27.12.2019 под номером 85732, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение с аналогичными или улучшенными условиями проживания, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                      Дело № 33-5380/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего ­­Мирясовой Н.Г.,

судей Рыбалко В.И., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2019 года, по делу № 2-210/2019, с учетом дополнительного решения того же суда от 1 октября 2019 года, которым постановлено:

исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской  области в интересах Гаголиной Валентины Ивановны и Г*** А*** В*** о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский  цементный  завод» предоставить Гаголиной Валентине Ивановне и Г*** А*** В*** благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 61,3 кв.м отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Указанное жилое помещение предоставить Гаголиной Валентине Ивановне и Г*** А*** В*** в общую долевую собственность по 1/2 доле  каждому.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения представителей                       ООО «Сенгилеевский цементный завод» Боровиковой Е.Н., Павлушкиной  О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Сенгилеевского  района Ульяновской  области в интересах Гаголиной В.И. и Г*** А.В. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский  цементный  завод»  о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка выполнения ответчиком законодательства по расселению жителей п. Цемзавод из санитарно-защитной зоны предприятия. В ходе проверки установлено, что жилое помещение, в котором проживает Гаголина В.И. и ее несовершеннолетний сын Г*** А.В., находится в пределах трехсотметровой расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны цементного завода, принадлежащего ответчику. Администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ответчик, утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны предприятия. В график включено 46 домов, в том числе и многоквартирный дом ***, в котором проживают истцы. Срок расселения установлен  2012 - 2013 годы. Однако до настоящего времени дом истцов не расселен. Между тем, в соответствии с положениями СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»  размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне не допускается.

Уточнив требования, просил суд возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязанность предоставить Гаголиной В.И. и Г*** А.В. жилое помещение общей площадью не менее 61,3 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте МО «Сенгилеевское городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования  «Сенгилеевский район» Ульяновской области (далее – Администрация МО «Сенгилеевский район»), Федеральная  служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и  благополучия  человека (далее – Роспотребнадзор),  Управление Федеральной  службы  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и  благополучия  человека  по Ульяновской  области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской  области),  ООО «Центр гигиены и экологии», ООО «Экологические системы».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Отмечает, что ранее прокурором в интересах Гаголиной В.И.  заявлялись аналогичные требования (дело № 2-243/2018), которые были оставлены судом без удовлетворения, в связи с их преждевременностью.                                         

Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не были приняты во внимания положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года                      № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность  расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.

Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью                1 200 000 тонн в год одной технологической линией» (далее – Программа переселения), согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В настоящее время Программа переселения продлена до 17 мая           2020 года, срок ее реализации не наступил.

Не соглашается с выводами суда о нарушении ответчиком прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, поскольку они не подтверждаются материалами дела. В соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.

Указывает, что предприятие не введено в установленном порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на строительство продлено Администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020 года.

Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация МО «Сенгилеевский район», Роспотребнадзор, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года              № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.

Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и  действует до 17 мая 2020 года.

До настоящего времени предприятие не введено в эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены, штат работников составляет более 350 человек.

Из экспертного заключения № 25914 от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

По заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в               2018 году разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.

Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии»   (г. Чебоксары)  № 654/2019 от 8 апреля 2019 года о соответствии вышеуказанного Проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам.

В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена  Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».

В рамках указанной Программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и Администрацией МО «Сенгилеевский район» было  заключено соглашение от 13 августа 2009 года, по условиям которого                                        ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.

Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом № 8 по                      ул. Кооперативной включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.

Истцам Гаголиной  В.И., Г*** А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит квартира, общей площадью 61,3 кв.м, расположенная по адресу: ***.

С целью переселения истцов Гаголиной  В.И., Г*** А.В. из расчетной санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Гаголиной  В.И., Г*** А.В.,  суд первой инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что                  ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательство по переселению граждан проживающих в расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоне, однако длительное время без уважительных на то причин это обязательство не исполняет.

В 2009 году ООО  «Ф*** «И***»  разработало для строящегося завода  Обоснование размера санитарно-защитной зоны, с предложенным размером санитарно-защитной зоны – 300 м. Данное обоснование получило положительное заключение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области при условии переселения жителей, проживающих в расчетной (предварительной) санитарно-защитной  зоне.

Установление предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны предприятия является основанием для исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных Программой переселения. 

Эксплуатируя продолжительной период опасный производственный объект ООО «Сенгилеевский цементный завод» каких-либо действий для окончательного установления санитарно-защитной зоны, в частности, по натурному наблюдению и измерению для подтверждения расчетных параметров, не проводило.

С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности                       по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или                      о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (п. 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости                 (п. 25 Правил).

В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до                  1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Из материалов дела следует, что ответчиком в установленном законом порядке совершаются действия, направленные на  установление санитарно-защитной зоны предприятия (подготовлен проект санитарно-защитной зоны, проведена негосударственная экспертиза проекта).

Однако решение об установлении санитарно-защитной зоны предприятия до настоящего времени не принято.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах                 Гаголиной В.И., Г*** А.В. не подлежащими удовлетворению ввиду их преждевременности.  

Необходимо также учесть, что несоблюдение санитарных норм и правил в части неустановления санитарно-защитной зоны предприятия может повлечь привлечение ООО «Сенгилеевский цементный завод» к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей для юридических лиц административное наказание, в том числе, в виде  приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 4  ч. 1  ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия считает решение суда от 17 сентября             2019 года, а также дополнительное решение от 1 октября 2019 года, которым определены форма передачи истцам жилого помещения – в собственность, и доли истцов в праве собственности на передаваемое жилое помещение, подлежащими  отмене.

Судебная коллегия считает необходимым принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Гаголиной В.И. и Г*** А.В. к                              ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить  жилое помещение отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                  17 сентября 2019 года, с учетом дополнительного решения того же суда от               1 октября 2019 года, отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Гаголиной Валентины Ивановны и Г*** А*** В*** к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить  жилое помещение – отказать.

 

Председательствующий                                    

 

Судьи