Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 30.12.2019 под номером 85731, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие по обеспечению лекарственными препаратами и об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов на лекарственные средства и медицинские изделия в соответствии с медицинскими показаниями и обязании обеспечить лекарственными препаратами по рецептам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                        Дело № 33-5438/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.,

при секретаре Кузеевой Г.Ш.

с участием прокурора Данилова Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-395/2019 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 сентября 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Ивановой Дамири Фатиховны к Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области по обеспечению Ивановой Дамири Фатиховны лекарственными препаратами: ***.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Иванову Дамирю Фатиховну лекарственными препаратами:

по рецепту от ***06.2019 года серия *** ***,

по рецепту от ***07.2019 года серия *** ***,

по рецепту от ***.08.2019 года серия *** ***.

В удовлетворении иска прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Ивановой Дамири Фатиховны к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом по рецепту от ***08.2019 года серия *** ***, отказать.

В удовлетворении иска прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Ивановой Дамири Фатиховны к АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Ивановой Д.Ф. к Министерству здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» о признании незаконным бездействия, об обязании обеспечить своевременное оформление рецептов и обязании обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проведена проверка по обращению Ивановой Д.Ф., *** года рождения, о нарушении права на льготное обеспечение лекарственными препаратами. Иванова Д.Ф. страдает ***, в связи с этим ей жизненно необходимо получать лекарственные препараты ***, ***. Однако вышеуказанные лекарственные препараты Иванова Д.Ф. получила не в полном объеме. Так, Иванова Д.Ф. не получила лекарственные препараты по  рецептам: от ***06.2019 г. серии *** лекарственный препарат ***, от ***07.2019 г. серии *** лекарственный препарат ***, от ***.08.2019 г. серии *** лекарственный препарат ***; от ***.08.2019 г. серии *** лекарственный препарат ***, по причине их отсутствия в наличии в аптеке.

Считает данный факт незаконным, нарушающим права Ивановой Д.Ф.

Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская РБ» по обеспечению Ивановой Д.Ф. лекарственным препаратом  ***, ***; обязать Государственное учреждение здравоохранения «Большенагаткинская РБ» обеспечить своевременное оформление рецептов Ивановой Д.Ф. на ***, ***; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Иванову Д.Ф.  лекарственным препаратом *** в соответствии с рецептами от ***06.2019  серии ***, от ***.08.2019  серии *** и лекарственным препаратом *** в соответствии с рецептом от ***.07.2019  серии ***, от ***08.2019  серии ***.

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  просит отменить решение суда.

В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения медицинскими изделиями, лекарственными препаратами. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие и на какой лекарственный препарат должен быть выписан льготный рецепт. Указывает на наличие срока действия рецептов, по истечению срока действия которых Министерство не может выдать спорный лекарственный препарат. Медицинские показания истицы могут изменяться, и она, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарство и медицинские изделия впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона закреплено, что основными принципами охраны здоровья в том числе является  соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

Пунктом 5 части 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется в том числе и путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Иванова Д.Ф., *** года рождения, является инвалидом *** группы, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Большенагаткинская РБ» с  диагнозом: ***.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В указанный перечень входят и лица, страдающие заболеванием ***.

В соответствии с п.1  Постановления Правительства Ульяновской области от 15.11.2010 № 387-П «О некоторых мерах по реализации постановления Правительства  Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными  средствами и изделиями  медицинского назначения» на территории Ульяновской области» исполнительным  органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями бесплатно  и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным вышеуказанным постановлением Правительства РФ, является Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В связи с имеющимся у  Ивановой Д.Ф.  заболеванием она нуждается в постоянном  приеме лекарственных препаратов:  ***, ***.

При обращении в ГУЗ «Большенагаткинская РБ» Ивановой Д.Ф.  сделаны назначения и выданы рецепты: от ***06.2019  серии ***, от ***08.2019 г. серии *** на приобретение лекарственного препарата ***; от ***.07.2019 серии *** от ***.08.2019  серии *** на приобретение лекарственного препарата ***.

На дату рассмотрения судом настоящего иска  Иванова Д.Ф. по рецепту от ***08.2019  серия *** лекарственным препаратом *** № 5 количество 2,4 была обеспечена, соответственно  в удовлетворении данной части исковых требований прокурора было обоснованно отказано.  

Доказательств того, что истица была обеспечена лекарственными препаратами: *** по рецепту от  ***.06.2019, *** по рецептам от ***07.2019 и ***.08.2019 суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, а также принимая во внимание, что  Иванова Д.Ф.  имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами  по назначению врача, суд правомерно признал незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившееся в необеспечении Ивановой Д.Ф. лекарственными препаратами: *** по рецепту от  ***.06.2019, *** по рецептам от ***.07.2019 и ***.08.2019,  возложив на  Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению истицы лекарственными препаратами: *** по рецепту от  ***06.2019, *** по рецептам от ***.07.2019 и ***.08.2019.    

Установив, что вины АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» в необеспечении истицы  лекарственными препаратами *** не имеется, суд обоснованно отказал прокурору в удовлетворении исковых требований к данным ответчикам. 

Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по назначению лекарственных препаратов, выписке льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения  не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской области, соответственно Министерство не может отвечать за необеспечение  Ивановой Д.Ф. необходимыми ей лекарственными препаратами, тем более, что Министерство обязанность по закупке  указанных препаратов выполнило, невыдача же указанных  изделий медицинского назначения  истице произошла по вине АО «УльяновскФармация», являются не состоятельными.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 N 25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, которым предусмотрено, что   Министерство здравоохранения Ульяновской области в том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для льготной категории граждан, но и обеспечить их наличие в аптечной сети, в том числе и путем проведения контрольных мероприятий.

Доказательств  того, что Министерство выполнило данную обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств и того, что   невыдача  Ивановой Д.Ф.  бесплатно лекарственных препаратов по льготным рецептам произошла по вине АО «УльяновскФармация».

Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы в части того, что истица может быть обеспечена  лекарственными препаратами только в количестве, назначенном лечащим врачом и выдача лекарств  впрок ничем не предусмотрена.

Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика обеспечить Иванову Д.Ф.  лекарственными препаратами только по выписанным врачом рецептам, и не обеспеченным аптечным учреждением,  т.е. не более того. А учитывая то, что  истица постоянно нуждается в приеме  таких лекарственных препаратов как *** и ***, соответственно оснований полагать, что она будет обеспечена ими сверх установленной нормы, не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 11 сентября 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 21 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: