Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 27.12.2019 под номером 85728, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение с аналогичными или улучшенными уловиями проживания, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шлейкин М.И.                                                                                    33-5374/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-207/2019 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2019 года, с учетом дополнительного решения от 1 октября 2019 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Сенгилеевского  района Ульяновской  области в интересах Морозовой Надежды Викторовны о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать ООО «Сенгилеевский  цементный  завод» предоставить Морозовой Надежде Викторовне благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 38,9 кв.м. отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте МО «Сенгилеевского городское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области. Указанное жилое помещение предоставить Морозовой Надежде Викторовне в собственность.

Взыскать с ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителей                       ООО «Сенгилеевский цементный завод» Боровиковой Е.Н., Павлушкиной  О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Сенгилеевского  района Ульяновской  области обратился в суд с иском в интересах Морозовой Н.В. к ООО «Сенгилеевский  цементный  завод»  о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по выполнению ответчиком законодательства при расселении жителей из санитарно – защитной зоны. В ходе проверки установлено, что  руководством ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является  ООО «Сенгилеевский  цементный  завод», утверждена  Программа  переселения  жителей  из санитарно-защитной  зоны «Завода по производству  цемента по  сухому  способу  мощностью 1200000 тонн  в год  одной  технологической  линией».

В соответствии с указанной Программой  утвержден  график  переселения  жителей  из санитарно-защитной  зоны. В  график  включено 46 домов, в том числе  многоквартирный  дом, расположенный  в р.п. ***, в котором  проживает Морозова Н.В.. Срок  расселения жителей установлен 2012-2013 год.

В соответствии с санитарно–эпидемиологическим заключением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  для завода установлена расчетная санитарно – защитная зона в 300 м от границы территории промплощадки во всех направлениях.

Однако до настоящего  времени  руководством ООО «Сенгилеевский  цементный  завод»  не принято  мер по  переселению проживающей в санитарно-защитной зоне Морозовой Н.В. Непринятие  мер по переселению нарушает  права Морозовой Н.В. на благоприятную окружающую среду.

Просил возложить на ООО «Сенгилеевский  цементный  завод»  обязанность предоставить Морозовой Н.В. альтернативное жилье с аналогичными или улучшенными условиями проживания.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение администрация муниципального образования  «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Федеральная  служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и благополучия  человека,  Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека  по Ульяновской  области, ООО «Центр гигиены и экологии», ООО «Экологические системы».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права. При этом ответчик ссылается на положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой до дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

Считает, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства и не принято во внимание, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны завода, в связи с этим судом сделан необоснованный вывод, что на ответчике лежит обязанность  расселить жилые застройки, попадающие в 300 м зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Кроме того, санитарно-защитная зона для завода не установлена. Данное обстоятельство истцом не оспаривалось. Указывает, что действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.

Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения, согласно которой расселение возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны. Программа включает в себя перечень домов, подлежащие переселению, планируемые сроки начала и конца переселения, источник финансирования. В настоящее время Программа продлена до 17.05.2020, срок ее реализации не наступил.

Полагает, что вывод суда о нарушении заводом прав граждан на благоприятную окружающую среду, является необоснованным, поскольку на материалах дела не основан.

Считает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что жилой дом, принадлежащий Морозовой Н.В., несмотря на то, что включен в Программу переселения, фактически расположен за пределами 300 метровой зоны.

Судом не учтено, что дом, в котором проживает истец, признан ветхим, подлежащим расселению в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилья.

В возражениях на апелляционную жалобу Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия  человека  по Ульяновской  области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года              № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.

Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и  действует до 17 мая 2020 года.

До настоящего времени предприятие не введено в эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены, штат работников составляет более 350 человек.

Из экспертного заключения № 25914 от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

По заказу ответчика ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в               2018 году разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.

Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии»   (г. Чебоксары)  № 654/2019 от 8 апреля 2019 года о соответствии вышеуказанного Проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам.

В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена  Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».

В рамках указанной Программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и Администрацией МО «Сенгилеевский район» 13 августа 2009 года было заключено соглашение, по условиям которого ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.

Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом № *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.

Истцу Морозовой Н.В. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 38,9 кв.м, расположенная по адресу: ***.

С целью переселения истца Морозовой Н.В.. из расчетной санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах Морозовой Н.В., суд первой инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную Проектом обоснования размера санитарно- защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией от 2009 года.

Между тем, с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности                       по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или                      о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (п. 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости                 (п. 25 Правил).

В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до                  1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что до настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, судебная коллегия считает исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Морозовой Н.В. не подлежащими удовлетворению ввиду их преждевременности.  

В соответствии с п. 4  ч. 1  ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия считает необходимым решение  суда отменить.  Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Морозовой Н.В. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить  жилое помещение отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 17 сентября 2019 года, с учетом дополнительного решения от 1 октября 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска прокурора Сенгилеевского  района Ульяновской  области о возложении обязанности на ООО «Сенгилеевский  цементный  завод» предоставить жилое помещение в собственность Морозовой Надежде Викторовне отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи: