Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О переселении
Документ от 24.12.2019, опубликован на сайте 27.12.2019 под номером 85722, 2-я гражданская, об обязании предоставления альтернатиного жилья, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Горбачева Т.Ю.                                                                   Дело № 33-5248/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      24 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего ­­Мирясовой Н.Г.,

судей Рыбалко В.И., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 16 сентября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 октября 2019 года, по делу № 2-196/2019, которым постановлено:

исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Винника Владимира Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» об обязании предоставления жилого помещения, удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский  цементный  завод» предоставить Виннику Владимиру Ивановичу в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33,81 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям и находящееся в черте муниципального образования «Сенгилеевское городское поселение».

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 руб.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения представителей                       ООО «Сенгилеевский цементный завод» Боровиковой Е.Н., Павлушкиной  О.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, Винника В.И., прокурора Сальникова А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах           Винника В.И. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка выполнения ответчиком законодательства по расселению жителей п. Цемзавод из санитарно-защитной зоны предприятия. В ходе проверки установлено, что жилое помещение Винника В.И. находится в пределах трехсотметровой расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны цементного завода, принадлежащего ответчику. Администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ответчик, утверждена программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны предприятия. В график включено 46 домов, в том числе и многоквартирный дом ***, в котором проживает                 Винник В.И. Срок расселения установлен  2012 - 2013 годы. Однако до настоящего времени дом Винника В.И. не расселен. Между тем, в соответствии с положениями                СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»  размещение жилой застройки в санитарно-защитной зоне не допускается.

Уточнив требования, просил суд возложить на ООО «Сенгилеевский цементный завод» обязанность предоставить Виннику В.И. жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте МО «Сенгилеевское городское поселение».

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «Сенгилеевский район» Ульяновской области (далее – Администрация МО «Сенгилеевский район»), Федеральная  служба  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и  благополучия  человека (далее – Роспотребнадзор),  Управление Федеральной  службы  по надзору  в сфере  защиты  прав  потребителей и  благополучия  человека  по Ульяновской  области (далее – Управление Роспотребнадзора по Ульяновской  области),  ООО «Экологические системы».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ООО «Сенгилеевский цементный завод» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Отмечает, что ранее прокурором в интересах истца  заявлялись аналогичные требования (дело № 2-243/2018), которые были оставлены судом без удовлетворения, в связи с их преждевременностью.                                         

Полагает, что судом при разрешении спора необоснованно не были приняты во внимания положения ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года                      № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указывает, что для разрешения спора правовое значение имеет факт установления границ санитарно-защитной зоны предприятия. Не соглашается с выводом суда о том, что на ответчике лежит обязанность  расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям. Отмечает, что санитарно-защитная зона для предприятия не установлена. Действующим законодательством обязанность по переселению жителей из расчетной санитарно-защитной зоны не предусмотрена.

Полагает, что суд при разрешении спора не дал надлежащей оценки представленной в материалы дела Программе переселения из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью                1 200 000 тонн в год одной технологической линией» (далее – Программа переселения), согласно которой расселение жителей домов возможно только после подтверждения санитарно-защитной зоны мониторингом выбросов на работающем предприятии. В настоящее время Программа переселения продлена до 17 мая           2020 года, срок ее реализации не наступил.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии у истца возможности пользоваться и распоряжаться жилым помещением в связи с нахождением его в трехсотметровой санитарно-защитной зоне. Отмечает, что каких-либо ограничений в отношении принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения не установлено.

Полагает, что выводы суда о нарушении ответчиком прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, не подтверждаются материалами дела. В соответствии с нормами действующего законодательства по заказу ответчика разработан проект санитарно защитной зоны предприятия, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы. Проектом предусматривается установление санитарно-защитной зоны по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м, поскольку уровни рисков для здоровья населения от воздействия выбросов предприятия ниже установленных пределов.

Не соглашается с выводами суда  о том, что 16 мая 2019 года Управлением Рспотребнадзора по Ульяновской области было отказано ответчику в выдаче  санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам разработанного проекта санитарно защитной зоны предприятия.

Указывает, что предприятие не введено в установленном порядке в эксплуатацию, ведутся пуско-наладочные работы, разрешение на строительство продлено Администрацией МО «Сенгилеевский район» до 17 мая 2020 года.

Кроме того, при принятии решения судом не был решен вопрос о переходе к ответчику права собственности на принадлежащее истцу жилое помещение.

В возражениях на апелляционную жалобу Администрация МО «Сенгилеевский район», Роспотребнадзор, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Согласно п. 3 ст. 44, п. 2 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года              № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Установлено, что 5 октября 2011 года Администрацией МО «Сенгилеевский район» выдано ответчику ООО «Сенгилеевский цементный завод» разрешение на строительство завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год по адресу: ***.

Срок действия данного разрешения неоднократно продлевался и  действует до 17 мая 2020 года.

До настоящего времени предприятие не введено в эксплуатацию, на нем ведутся пуско-наладочные работы. При этом предприятие осуществляет выпуск продукции, производственный процесс ведется в три смены, штат работников составляет более 350 человек.

Из экспертного заключения № 25914 от 21 июня 2010 года, утвержденного главным врачом ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, следует, что проектируемый цементный завод относится к предприятиям II класса опасности, санитарно-защитная зона предварительно установлена в 300 м.

По заказу ответчика ООО «Экологические системы» в  2018 году разработан Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», основной производственной площадки. Данный проект предусматривает установление санитарно-защитной зоны предприятия по границе промплощадки во всех направлениях – 0 м.

Ответчиком получено экспертное заключение ООО «Центр гигиены и эпидемиологии» № 654/2019 от 8 апреля 2019 года о соответствии вышеуказанного Проекта санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» государственным санитарно-эпидемиологическим  правилам и нормам.

В 2009 году администрацией ООО «Ульяновскшифер», правопреемником которого является ООО «Сенгилеевский цементный завод», была утверждена  Программа переселения жителей из санитарно-защитной зоны «Завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией».

В рамках указанной Программы переселения между ООО «Сенгилеевский цементный завод» и Администрацией МО «Сенгилеевский район» было  заключено соглашение от 13 августа 2009 года, по условиям которого                                        ООО «Сенгилеевский цементный завод» приняло на себя обязательства нести материальные, финансовые и иные затраты, связанные с переселением жителей и переносу объектов социального культурного назначения, подпадающих под размещение в проектируемой санитарно-защитной зоне.

Согласно Приложению к Программе переселения жилой дом *** включен в список домов, подлежащих переселению из санитарно-защитной зоны предприятия, со сроком переселения - 2012-2013 годы.

Истцу Виннику В.И. на праве собственности принадлежит квартира, общей площадью 33,81 кв.м, расположенная по адресу: ***.

С целью переселения истца Винника В.И. из расчетной санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод» прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области, действующего в интересах              Винника В.И., суд первой инстанции ссылаясь на положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», указал, что на ООО «Сенгилеевский цементный завод» лежит обязанность расселить жилые застройки, попадающие в трехсотметровую зону от границы территории промплощадки по всем направлениям, установленную Проектом обоснования размера санитарно- защитной зоны для завода по производству цемента по сухому способу мощностью 1 200 000 тонн в год одной технологической линией от 2009 года.

Установление предварительной (расчетной) санитарно-защитной зоны предприятия является основанием для исполнения ответчиком обязательств, предусмотренных Программой переселения. 

При этом суд первой инстанции не принял во внимание разработанный по заказу ответчика  ООО «Экологические системы» (г. Ульяновск) в  2018 году Проект санитарно-защитной зоны ООО «Сенгилеевский цементный завод», поскольку Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области отказало разработчику проекта в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на указанный проект.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в связи со следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года № 222 (п. 1) утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).

Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности                       по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или                      о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимает Роспотребнадзор (п. 3 Правил).

К заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются: проект санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны (п. 14 Правил).

Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости                 (п. 25 Правил).

В силу ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до                  1 октября 2019 года обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов.

До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение прав за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что до настоящего времени санитарно-защитная зона ООО «Сенгилеевский цементный завод» в предусмотренном законом порядке не установлена, судебная коллегия считает исковые требования прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Винника В.И. не подлежащими удовлетворению ввиду их преждевременности.  

Необходимо также учесть, что несоблюдение санитарных норм и правил в части неустановления санитарно-защитной зоны предприятия может повлечь привлечение ООО «Сенгилеевский цементный завод» к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей для юридических лиц административное наказание, в том числе, в виде  приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 4  ч. 1  ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, судебная коллегия считает необходимым решение  суда отменить.  Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Винника В.И. к ООО «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить  жилое помещение отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от                 16 сентября 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 октября 2019 года, отменить. Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сенгилеевского района Ульяновской области в интересах Винника Владимира Ивановича к обществу с ограниченной ответственностью «Сенгилеевский цементный завод» о возложении обязанности предоставить  жилое помещение – отказать.

 

Председательствующий                                    

 

Судьи: