Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Об оспаривании решения регистрационного органа
Документ от 27.08.2019, опубликован на сайте 26.12.2019 под номером 85707, 2-я гражданская, о признании решений необоснованными и незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                                     Дело № 33а-3405/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               27 августа 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Шабаевой Ирины Алексеевны – Лавринова Станислава Владимировича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 15 мая 2019 года, по которому постановлено:

Административные исковые требования Шабаевой Ирины Алексеевны к Межмуниципальному отделу по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании решений Межмуниципального отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, выраженных в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации права от 05.04.2019 № КУВД-001/2019-3776713/2, от 05.04.2019 № КУВД-001/2019-3775806/1, от 08.04.2019 № КУВД-001/2019-3777199/1, от 08.04.2019 № КУВД-001/2019-3776266/1 необоснованными и незаконными, обязании Межмуниципального отдела по Чердаклинскому и Старомайнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки по адресам: ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер *** на Шабаеву Ирину Алексеевну оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя Управления Росреестра по Ульяновской области Матвеева А.К., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

Шабаева И.А. обратилась в суд с административным иском к межмуниципальному отделу по Чердаклинскому и Старомйнскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании решений о приостановлении государственной регистрации прав незаконными, возложении обязанности произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки.

В обоснование административного иска указала, что заключила с администрацией МО «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области договоры купли-продажи земельных участков в ***, которые вместе с другими необходимыми документами сдала на регистрацию.

Государственная регистрация права по всем земельным участкам была приостановлена в связи с тем, что право муниципальной собственности на них возникло у муниципального образования на основании пункта 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем они должны отчуждаться по правилам, предусмотренным подпунктом 10 пункта 3 статьи 39.3 и статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть на торгах в форме аукциона.

С данным решением она не согласна, так как предоставила все необходимые для регистрации документы, является членом СНТ «***», земельные участки находятся на территории этого товарищества, в связи с чем должны быть применены положения подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Просила признать решения межмуниципального отдела по Чердаклинскому и Старомйнскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области, выраженные в уведомлениях о приостановлении государственной регистрации права от 5 апреля 2019 года № КУВД-001/2019-3776713/2, от 5 апреля 2019 года № КУВД-001/2019-3775806/1, от 8 апреля 2019 года № КУВД-001/2019-3777199/1, от 8 апреля 2019 года №КУВД-001/2019-3776266/1 незаконными; возложить на межмуниципальный отдел по Чердаклинскому и Старомйнскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области обязанность произвести государственную регистрацию перехода права собственности на земельные участки по адресам: ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер ***; ***, кадастровый номер ***.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), в качестве заинтересованных лиц – администрация муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области (администрация МО «Октябрьское сельское поселение»), Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Шабаевой И.А. – Лавринов С.В. просит об отмене решения и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Жалобу мотивирует предоставлением Шабаевой И.А. всех необходимых документов для регистрации права на земельные участки на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и незаконностью указания в оспариваемых решениях соблюдения требований подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку за регистрацией она обратилась как специальный субъект права – член ***, земельные участки были образованы из земельного участка, предоставленного ранее ***, для садоводства.

В подтверждение позиции административного истца были представлены ответы Министерства экономического развития Российской Федерации и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, из которых следовала возможность предоставления земельных участков на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации при соблюдении следующих условий: земельный участок должен быть образован из земельного участка, предоставленного СНТ; общее собрание членов  СНТ приняло решение о распределении соответствующего земельного участка этому члену СНТ; земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в обороте, не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

Поскольку все необходимые условия Шабаевой И.А. выполнены, должна быть произведена регистрации права на земельные участки.

Обращает внимание, что вид разрешенного использования земельных участков не позволяет предоставить их на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, так как они расположены в зоне СХ-2 – зоне дачных участков. Индивидуальное жилищное строительство и личное подсобное хозяйство не входит в основные разрешенные виды использования земельных участков на территории ***.

Решения о приостановлении государственной регистрации права по основаниям, изложенным в уведомлениях, приняты вне компетенции данного органа, так как фактически дана оценка решениям, находящимся в компетенции муниципального образования.

Судом не принято во внимание вступившим в законную силу решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 декабря 2018 года по административному спору между Шабаевой И.А. и муниципальным образованием «Октябрьское сельское поселение», в связи с отказом в предоставлении одного из земельных участков по тому же основанию, признано неправомерным.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ульяновской области просит об оставлении решения без изменения.

Кроме представителя Управления Росреестра по Ульяновской области, другие лица, участвующие в деле, их представители не явились, были надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке.

Представитель Шабаевой И.А. – Лавринов С.В. просил рассмотреть дело в его отсутствие и в отсутствие Шабаевой И.А.

Изложенное дает основание для рассмотрения апелляционной жалобы при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что 25 марта 2019 года между администрацией МО «Октябрьское сельское поселение» и Шабаевой И.А. заключены следующие  договоры купли-продажи земельных участков, расположенных в *** Чердаклинского района Ульяновской области, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для садоводства.

Договор № 05/2019 о передаче в собственность участка ***, площадью 380 кв.м, стоимость которого определена в размере 328 руб. 70 коп.

Договор № 06/2019 о передаче в собственность участка ***, площадью 630 кв.м, стоимость которого определена в размере 545 руб.

Договор № 07/2019 о передаче в собственность участка ***, площадью 380 кв.м, стоимость которого определена в размере 328 руб. 70 коп.

Договор № 09/2019 о передаче в собственность участка ***, площадью 500 кв.м, стоимость которого определена в размере 432 руб. 50 коп.

Договоры были заключены на основании статей 39.1, 39.2, подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, о чем указано в тексте договоров.

По делу также установлено, что право собственности на все вышеназванные земельные участки возникло у МО «Октябрьское сельское поселение» на основании пункта 1.1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с отказом прежних собственников от права собственности на данные земельные участки.

По заявлениям Шабаевой И.А. о государственной регистрации права собственности на вышеназванные земельные участки межмуниципальным отделом по Чердаклинскому и Старомйнскому районам Управления Росреестра по Ульяновской области приняты решения о приостановлении государственной регистрации прав в виде соответствующего уведомления от 5 апреля 2019 года по земельному участку № 22 линия 21, от 8 апреля 2019 года по земельному участку № 18 линия 5, по земельному участку № 1а линия 6, по земельному участку № 17 линия 21.

В обоснование принятия таких решений административным ответчиком было указано на то, что право муниципальной собственности на земельные участки возникло у муниципального образования в связи с отказом собственника от права собственности на него на основании пункта 1.1. статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отсутствуют основания для их передачи в собственность по подпункту 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Отчуждение земельных участков без проведения торгов для садоводства, дачного хозяйства возможно на основании подпункта 10 пункта 3 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации в соответствии с требованиями, установленными статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть с соблюдением процедуры опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародывания) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования по месту нахождения земельного участка и последующих установленных данной нормой действий.

Не согласившись с приостановлением государственной регистрации прав, Шабаева И.А. предъявила в суд настоящий административный иск.

Разрешая данные требования, районный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается, оснований для признания его неправильным не усматривает.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В частности, подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (подпункт 10). 

Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок действий уполномоченных органов при рассмотрении заявлений граждан о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, в том числе, в целях садоводства.

Особенностью принятия решений по таким заявлениям является необходимость обеспечить публикацию извещений о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещение извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пунктам 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;  форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе государственной регистрации прав на земельные участки в                   *** было установлено приобретение Шабаевой И.А. этих земельных участков у МО «Октябрьское сельское поселение», которому право собственности перешло на основании пункта 1.1. статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с отказом собственников от права собственности на них, то есть земельные участки не представлялись и непосредственно не образовывались из земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу, что исключало возможность их продажи на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации вне зависимости от наличия членства Шабаевой И.А. в ***.

При таких обстоятельствах у Управления Росреестра по Ульяновской области имелись основания для приостановления государственной регистрации прав на основании вышеназванных пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку из представленных Шабаевой И.А. на регистрацию документов не следовало соблюдение при купле-продаже земельных участков требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в частности опубликование извещения о предоставлении земельных участков, отсутствие заявок других лиц о предоставлении этих земельных участков. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы решения о приостановлении государственной регистрации прав принято Управлением Росреестра по Ульяновской области в лице межмуниципального отдела по Чердалкинскому и Старомайнскому районам в пределах представленных полномочий, установленных пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающим, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Не влечет отмену решения ссылка в жалобе на наличие решения Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 24 декабря 2018 года, которым удовлетворен административный иск Шабаевой И.А. к администрации МО «Октябрьское сельское поселение» и признано незаконным решение, выраженное в письме от 22 ноября 2018 года № 437, об отказе в предоставлении земельного участка № *** в собственность, на администрацию МО «Октябрьское сельское поселение» возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Шабаевой И.А. на праве собственности за плату земельного участка по указанному адресу.

Предметом рассмотрения по данному административному делу являлся отказ администрации муниципального образования в предоставлении земельного участка в собственность Шабаевой И.А. на основании пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть на торгах, проводимых в форме аукциона.

Более того, Управление Росреестра по Ульяновской области, являющееся административным ответчиком по настоящему делу, не было участником судебного процесса по вышеназванному делу, что в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исключает возможность освобождения от доказывания обстоятельств по рассматриваемому делу. 

При установленных обстоятельствах дела все иные доводы апелляционной жалобы на правильность выводов суда повлиять не могут.

В силу изложенного решение является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от                                 15 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Шабаевой Ирины Алексеевны – Лавринова Станислава Владимировича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                       

 

Судьи