УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Матвеева Л.Н.
Дело № 33-5217/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
17
декабря 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Фёдоровой Л.Г.,
судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.
при секретаре Кузеевой Г.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3449/2019
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 августа 2019 года, по
которому постановлено:
исковые требования Зайцевой Александры Николаевны к
Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании незаконными
действий, возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами,
медицинскими изделиям, возложении обязанности снять блокировку удовлетворить
частично.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Зайцеву Александру Николаевну, *** года рождения, лекарственным
препаратом «N***» по рецептам серии *** № *** от 09.01.2019, серии *** № *** от
28.02.2019, серии *** № *** от 02.04.2019, серии *** №*** от 14.06.2019.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Зайцеву Александру Николаевну, *** года рождения, лекарственным
препаратом «Р***» по рецептам серии *** № *** от 09.01.2019, серии *** № *** от
28.02.2019, серии *** № *** от 02.04.2019.
Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области
обеспечить Зайцеву Александру Николаевну, *** года рождения, изделиями
медицинского назначения «И*** о*** д*** ш***-р*** ***-*** *** мм №***» по
рецептам серии *** № *** от 13.03.2019, серии *** № *** от 10.06.2019.
В удовлетворении исковых требований в остальной части
отказать.
Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Зайцевой А.Н.,
возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Зайцева А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству
здравоохранения Ульяновской области о признании незаконными действий,
возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, медицинскими
изделиями, возложении обязанности снять блокировку.
В обоснование иска указала, что она страдает с*** д*** *** т***,
и***, с м*** о***, перенесла в 2006 году инсульт, является и*** *** г*** и
включена в федеральный регистр льготников. Для лечения заболевания ей были
назначены лекарственные препараты: И*** г***, Г*** Метопролол, Спиронолактон,
Нифедипин, П***, С***, П*** и и*** о*** д*** ш***-р*** в соответствии с
выписанными рецептами лечащего врача.
Она получала лечение указанными препаратами с 2012 года,
однако с января 2019 года не получает указанные лекарственные препараты. После
обращения в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения по
Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области выдано
предостережение о необходимости принятия мер по обеспечению ее лекарственными
препаратами в соответствии с выписанными рецептами, также информация была
направлена в прокуратуру. Кроме того, она нуждается в гл***, а также т***-п***
для него. Считает отказ в получении г***, т***-п*** для него, а также в лечении
ее жизненно необходимыми указанными препаратами незаконным.
Просила признать ответ Министерства здравоохранения
Ульяновской области от 15.04.2019 незаконным, обязать Министерство
здравоохранения Ульяновской области обеспечить ее г*** в соответствии с
медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить ее лекарственным препаратом «N***» по рецептам серии *** № ***
от 09.01.2019, серии *** № *** от 28.02.2019, серии *** № *** от 02.04.2019,
серии *** № *** от 14.06.2019; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской
области обеспечить ее лекарственным препаратом «Р***» по рецептам серии *** № ***
от 09.01.2019, серии *** №*** от 28.02.2019, серии *** № *** от 02.04.2019;
обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить ее изделиями
медицинского назначения «И*** о*** д*** ш***-р*** *** *** мм № ***» по рецептам
серии *** № *** от 13.03.2019, серии *** № *** от 10.06.2019; признать действия
Министерства здравоохранения Ульяновской области по блокировке в Региональной
медицинской информационной системе Ульяновской области возможности выписывания
ей рецептов на т***-п*** незаконным; обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области убрать (снять) блокировку в Региональной медицинской
информационной системе Ульяновской области на выписывание ей рецептов на т***-п***
в соответствии с медицинскими показаниями.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены:
АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Городская поликлиника № 1 им. С.М. Кирова»,
Государственное учреждение здравоохранения «Центральная клиническая медико-
санитарная часть имени заслуженного врача России В.А. Егорова», Территориальный
орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской
области».
Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области не соглашается с решением суда в части удовлетворения иска,
просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы
указывает, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.01.2019 № 4н «Об
утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, форм
рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов
производится только лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей
течения основного и сопутствующего заболеваний. Только выписанные лечащим
врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным
препаратом, медицинским изделием. Полагает, что обеспечение лекарственными
препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом
количестве и не может быть назначено по судебному решению. Обращает внимание,
что рецепты действительны в течение 30 дней со дня оформления, по истечении
которых не могут быть обеспечены лекарственными препаратами. Отмечает, что
медицинские показания могут измениться, и Зайцева А.Н., возможно будет
обеспечиваться другими лекарственными препаратами.
В возражениях на апелляционную жалобу Зайцева А.Н. просит
решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Зайцева А.Н., *** года рождения,
страдает с*** д*** *** т***, является и*** *** г***, в связи с чем имеет право
на бесплатное получение лекарственных средств и медицинских изделий по рецептам
врача.
Лечащим врачом Зайцевой А.Н. выписаны рецепты на
лекарственный препарат «N***» серии *** № *** от 09.01.2019, серии *** № *** от
28.02.2019, серии *** № *** от 02.04.2019, серии *** № *** от 14.06.2019;
рецепты на лекарственный препарат «Р***» серии *** № *** от 09.01.2019, серии ***
№ *** от 28.02.2019, серии *** № *** от 02.04.2019; рецепты на изделия
медицинского назначения «И*** о*** д*** ш***-р*** *** *** мм №***» серии *** № ***
от 13.03.2019, серии 7*** № *** от 10.06.2019;
В связи с отсутствием в аптечной сети АО «УльяновскФармация»
лекарственных препаратов и медицинских изделий истица не была обеспечена ими.
Удовлетворяя заявленные Зайцевой А.Н. требования о
возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по
обеспечению ее лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, суд
правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на
него обязанностей по обеспечению истицы бесплатно необходимыми лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении
ее прав на бесплатную медицинскую помощь.
В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый
имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается
гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых
взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля
1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право
на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого
гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона,
набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами
медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского
применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по
рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень
лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных
препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных
комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень
специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение
которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки
формирования таких перечней.
В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден
перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении
которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по
рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению №1.
При разрешении спора суд правильно исходил из того, что
обязанность по организации обеспечения Зайцевой А.Н. бесплатно на период амбулаторного
лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на
Министерстве здравоохранения Ульяновской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными
на законе и фактических обстоятельствах дела.
Утверждения Министерства здравоохранения Ульяновской области
о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком,
несостоятельны.
Доводы апелляционной жалобы в части того, что вопросы по
назначению лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, выписке
льготных рецептов, а также отпуску лекарственных препаратов и медицинских
изделий не входят в компетенцию Министерства здравоохранения Ульяновской
области, соответственно Министерство не может отвечать за обеспечение Зайцевой
А.Н. необходимыми ей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, тем
более, что Министерство обязанность по закупке данных лекарственных препаратов
и изделий выполнило, невыдача же их истцу произошла по вине АО
«УльяновскФармация», являются не состоятельными.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием
в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных,
профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения,
вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных
учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, -
принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных
средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке
населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
16.11.2018 №25/565-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области»
утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Ульяновской области,
которым предусмотрено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области в
том числе: реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями
бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к
группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 № 90 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными
средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан
лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания
для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый
Правительством Российской Федерации; организует обеспечение граждан, включенных
в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги,
предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для
медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Таким образом, на ответчике лежит обязанность не только
заключить контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий
для льготной категории граждан, но обеспечить их наличие в аптечной сети, в том
числе и путем проведения контрольных мероприятий.
Доказательств того, что Министерство выполнило данную
обязанность в полном объеме суду не представлено, как не представлено доказательств
и того, что невыдача Зайцевой А.Н. бесплатно лекарственных препаратов и
медицинских изделий по льготным рецептам произошла по вине АО
«УльяновскФармация».
Не состоятельны и не влекут отмену судебного решения доводы
апелляционной жалобы в части того, что истец может быть обеспечен
лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только в количестве,
назначенном лечащим врачом, и выдача данных препаратов и изделий впрок ничем не
предусмотрена.
Суд, удовлетворяя исковые требования, обязал ответчика
обеспечить истицу лекарственными препаратами и медицинскими изделиями только по
выписанным врачом рецептам, т.е. не более того. Учитывая то, что истица
постоянно нуждается в применении указанных лекарственных препаратов и
использовании медицинских изделий, соответственно оснований полагать, что она
будет обеспечена данными препаратами и изделиями сверх установленной нормы, не
имеется.
Возражения истицы на жалобу в части необходимости взыскания
в ее пользу компенсации за самостоятельно приобретенные лекарства и компенсации
морального вреда судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку таких
требований истица не заявляла.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 августа 2019 года оставить
без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи