УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузнецова
М.С.
Дело № 7-815/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
19 декабря 2019 года
Судья Ульяновского
областного суда Буделеев В.Г.,
при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника отдела
государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора
по Ульяновской области, старшего государственного инспектора РФ по охране
природы, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей
среды по Ульяновской области Мартыновой Натальи Алексеевны на решение судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 7
октября 2019 года,
установил:
постановлением
заместителя начальника отдела государственного экологического надзора
Управления Росприроднадзора по Ульяновской области,
старшего государственного инспектора РФ по охране природы, старшего
государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ульяновской
области Мартыновой Н.А. от 21.08.2019 Муниципальное учреждение администрация
Муниципального образования «Тереньгульский район»
(далее – МУ администрация МО «Тереньгульский район»)
признано виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, ему назначено
наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от
07.10.2019 указанное постановление отменено, производство по делу прекращено по
основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ,
в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, Мартынова Н.А. не соглашается с
вынесенным решением суда, полагает его подлежащим отмене.
В обоснование жалобы
ссылается на результаты лабораторных исследований, согласно которым в
отобранных пробах почвы содержание нитратов превышает предельно-допустимую
концентрацию, установленную гигиеническими нормативами. Указанные нарушения
отражены в протоколе об административном правонарушении и постановлении о
назначении административного наказания. Попадание жидких коммунальных отходов
на земельный участок оказало негативное воздействие на почву, что подтверждено
протоколом результатов лабораторных испытаний почв. Попадание в почву
загрязняющих веществ – нитратов, входящих в состав канализационных стоков,
повлекло в свою очередь загрязнение участка почвы, площадью 12 кв.м. Указанное
свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) юридического лица состава
вмененного административного правонарушения.
Кроме того, судом
дана ненадлежащая оценка невыполнению МУ Администрация МО «Тереньгульский
район» требований Федерального закона от
06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О
водоснабжении и водоотведении», и по непринятию должных мер по организации
мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию
сетей и сооружений водоотведения в с. Подкуровка Тереньгульского района Ульяновской области, что привело к
проливу на рельеф местности жидких коммунальных отходов.
Подробно позиция
Мартыновой Н.А. изложена в жалобе и поддержана ею в судебном заседании.
В возражениях
относительно жалобы, Глава администрации МО «Тереньгульский
район» Ульяновской области Шерстнев Г.А. просит
решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Изучив доводы
жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав должностное лицо
административного органа Мартынову Н.А., поддержавшую и дополнившую доводы жалобы, защитника юридического лица Карикову М.С., полагавшую решение суда законным, прихожу к
следующему.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за
уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате
нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами
производства и потребления.
Из материалов дела
следует, что административным органом в вину МУ администрация МО «Тереньгульский район» вменялось то, что указанное
юридическое лицо в нарушение требований ч.1 ст.ст. 34, 51 Федерального закона
от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.13.4 Федерального
закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.12, п.2
ч.2 ст.13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.3, 6 Федерального
закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.14, 17
Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» допустило порчу земельного
участка, площадью 12 кв.м, расположенного в 30 м юго-восточнее дома №1А по ул.
Нижняя с.Подкуровка Тереньгульского
района Ульяновской области, жидкими коммунальными отходами при обстоятельствах,
подробно изложенных в постановлении.
В соответствии с
требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об
административном правонарушении подлежит выяснению наличие события
административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в
совершении того или иного правонарушения.
Рассмотрев жалобу,
судья районного суда вынес решение об отмене постановления о привлечении МУ
администрация МО «Тереньгульский район» к
административной ответственности, в связи с отсутствием в действиях
юридического лица состава административного правонарушения.
Вместе с тем, с
выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 4
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения,
деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и
(или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты
и природные комплексы.
Из ст.1 Федерального
закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что состав и свойства
сточных вод - совокупность показателей,
характеризующих, в том числе концентрацию загрязняющих веществ в них.
Согласно
Постановлению Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил
предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», твердые и
жидкие бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности
населения.
Федеральным законом
от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что
отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы,
которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг
или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или
подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из федерального
классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора
от 22.05.2017 N 242 следует, что процесс водоотведения сопряжен с образованием
отходов, в том числе при сборе и обработке сточных вод, при которых образуются
отходы обработки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код 7 22 000 00 00 0), фекальные отходы нецентрализованной канализации (код
7 32 100 00 00 0) и отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 7 32 101 01
30 4).
Таким образом, из анализа
вышеприведенных положений в их системной взаимосвязи следует, что сточные воды, попадающие в
накопители, в том числе через систему канализации, являясь использованным
продуктом жизнедеятельности населения, могут одновременно обладать свойствами жидких
бытовых отходов, содержащих в себе загрязняющие вещества, превышающие предельно
допустимые концентрации, опасные для здоровья людей и окружающей среды,
классифицируемые по категориям в зависимости от степени опасности воздействия
на окружающую среду.
Как следует из
материалов дела, земельный участок, площадью 12 кв.м, расположенный в 30 м
юго-восточнее дома №1А по ул. Нижняя с.Подкуровка Тереньгульского района Ульяновской области, загрязнен
жидкими коммунальными отходами, в образцах проб которых, согласно протоколу результатов лабораторных
испытаний отходов № *** от 30.05.2019, вопреки выводам суда, выявлены
загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих предельно допустимые
показатели.
Из представленного
суду заключения экспертной организации от 15.07.2019 также следует, что
указанное загрязнение почвы привело к причинению вреда.
В связи с этим
полагаю преждевременными выводы и подлежащими дополнительной проверке и оценке
установленные обстоятельствами в данной части.
Кроме того, полагаю преждевременными выводы
суда об отсутствии доказательств вины МУ администрация МО «Тереньгульский
район» в инкриминируемом правонарушении.
Обстоятельства дела в данной части подлежат проверке и оценке с учетом
положений Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и
водоотведении» и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Кроме того, не основанными на материалах дела являются выводы суда о
том, что административным органом не производился отбор проб жидких
коммунальных отходов.
Указанные недостатки
свидетельствуют о недостаточно полном выполнении при рассмотрении настоящего
дела положений ст.ст.26.1, 26.11 КоАП РФ, что
свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований и не
позволяет рассматривать принятое судом решение как законное и обоснованное.
При данных
обстоятельствах, в силу п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ
решение судьи подлежит отмене, а дело возвращению в тот же суд на новое рассмотрение,
в ходе которого всем указанным обстоятельствам надлежит дать должную правовую
оценку, основанную на имеющихся и вновь полученных доказательствах.
Руководствуясь ст.
ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 7
октября 2019 года, отменить.
Дело об
административном правонарушении по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ
направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья
Буделеев В.Г.