Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О признании недействительным отказа в госрегистрации права
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85567, 2-я гражданская, об обжаловании решения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Богомолов С.В.                                                                     Дело № 33а-5160/2019

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прошина Ивана Михайловича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 июня 2019 года, по делу №2а-2356/2019, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Прошина Ивана Михайловича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области о признании недействительным уведомления об отказе государственной регистрации прав, возложении обязанности осуществить регистрацию права собственности отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Прошина И.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области Долговой Е.Н., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Прошин И.М. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (далее - Управлению Росреестра по Ульяновской области), в котором просил признать недействительным уведомление от 07.02.2019 об отказе государственной регистрации прав на объект недвижимости без одновременной постановки на государственный кадастровый учет и обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на жилой дом по адресу: ***.

В обоснование требований указал, что он является собственником жилого дома по указанному адресу на основании договора купли-продажи от 09.10.1991. Он обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом без одновременного государственного кадастрового учета, в чем ему было отказано уведомлением от 07.02.2019. В качестве причины отказа административным ответчиком указано на отсутствие в документах сведений, позволяющих считать объект недвижимости ранее учтенным, а также отсутствие сведений о площади и инвентаризации жилого дома.

Считает отказ незаконным, так как договор купли-продажи удостоверен в установленном порядке и поэтому сведения о жилом доме считаются ранее учтенными.

Рассмотрев административный иск по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Прошин И.М. просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные изложенным в административном иске.

Не соглашается с выводом суда о том, что спорный объект недвижимости не является ранее учтенным. Ссылается на то, что договор купли-продажи жилого дома от 09.10.1991 нотариально удостоверен и зарегистрирован в исполкоме сельского поселения, в связи с чем у него с момента регистрации возникло право собственности на жилой дом, и его требования к административному ответчику подлежат удовлетворению.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В силу ч.4 названной статьи государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с: 1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи; 3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

 

 
4) переходом права на объект недвижимости; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; 6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; 7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Согласно ч.4 ст.69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

В силу п.2 ч.8 названной статьи орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.

Как установлено судом, 23.10.2018 Прошин И.М. обратился в Управление Росреестра по Ульяновской области с заявлением о государственной регистрации права собственности без одновременного государственного кадастрового учета на жилой дом, расположенный по адресу: ***. 

К заявлению Прошин И.М. приложил договор купли-продажи жилого дома от 09.10.1991, справку от 31.01.2013 №86, выданную администрацией МО «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области о принадлежности названного жилого дома; выписку из похозяйственной книги о наличии права на земельный участок от 31.01.2013 №84; постановление администрации МО «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области от 31.01.2013 №11 о присвоении адреса; письмо администрации МО «Выровское сельское поселение» Майнского района Ульяновской области от 31.01.2013 №85; технический паспорт на жилой дом, выданный УОГУП БТИ 22.08.2013.

06.11.2018 административным ответчиком приостановлена регистрация прав Прошина И.М. на жилой дом без одновременного государственного кадастрового учета в соответствии с п.7 ч.1 ст.26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», по причине отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости  сведений об объекте недвижимого имущества, право на которое регистрируется. Заявителю рекомендовано обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете жилого дома с приложением технического плана здания, подготовленного в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953.

В связи с неустранением недостатков, указанных в уведомлении о приостановлении регистрации прав на объект недвижимости по адресу: ***, отсутствием в ЕГРН сведений об объекте как ранее учтенном, непроведением в установленном порядке инвентаризации жилого дома Управлением Росреестра по Ульяновской области  07.02.2019 принято решение об отказе государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета на основании ст.27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», в силу которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Принимая во внимание, что в отношении спорного жилого дома в ЕГРН отсутствуют сведения как о ранее учтенном объекте недвижимости, а также в связи с тем, что в представленном на государственную регистрацию договоре купли-продажи от 09.10.1991 отсутствуют сведения о площади жилого дома, являющейся основной характеристикой объекта недвижимости, и техническая инвентаризация объекта в установленные законом срок и порядке не проводилась, административным ответчиком правомерно отказано в проведении государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета объекта недвижимости.

Представленный Прошиным И.М. в регистрирующий орган технический паспорт жилого дома, составленный Карсунским филиалом УОГУП БТИ от 22.08.2013, обоснованно не принят регистрирующим органом в качестве документа, подтверждающего инвентаризацию объекта, поскольку в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 №546 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства» на указанную дату действие нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации было прекращено и жилой дом подлежал постановке на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ.

Доводы Прошина И.М., изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда, и в решении им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, полно и объективно оценены представленные в дело доказательства. Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отмену решения, не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 мая 2019 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 июня 2019 года, оставить без изменения,  апелляционную жалобу Прошина Ивана Михайловича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: