Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 09.01.2020 под номером 85486, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                 Дело № 33-5187/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3682/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах  Салминой Татьяны Алексеевны  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской  области, выразившееся в необеспечении Салминой Татьяны  Алексеевны   лекарственным препаратом ***  по  льготным рецептам от  18.01.2019, от 27.02.2019, от  26.03.2019,  от 24.04.2019,  от 20.05.2019 , от 18.06.2019.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области   обеспечить   Салмину Татьяну Алексеевну  бесплатно лекарственным  препаратом  ***  по  льготным рецептам от  18.01.2019, от 27.02.2019, от  26.03.2019,  от 24.04.2019,  от 20.05.2019, от 18.06.2019. 

Решение  подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского   района г.Ульяновска, действуя в интересах            Салминой Т.А., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственным препаратом. В обоснование требований указал, что Салмина  Т.А.  является инвалидом *** группы,  состоит на учете в ГУЗ «Городская  поликлиника №4» с диагнозом:  ***, по медицинским показаниям ей назначен лекарственный препарат  *** ***, выписаны рецепты на его бесплатное получение от 18.01.2019, 27.02.2019, 26.03.2019,  24.04.2019, от 20.05.2019, 18.06.2019. Однако Салмина Т.А. указанным  лекарственным препаратом до настоящего времени не обеспечена. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить   Салмину  Т.А.    выписанным ей лекарственным препаратом и обратить решение суда к немедленному исполнению.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация»,  ГУЗ «Городская поликлиника №4», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие должен быть выписан льготный рецепт. Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. Отмечает, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.  Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарственные препараты впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Салмина  Т.А. является инвалидом *** группы,  состоит на учете в ГУЗ «Городская  поликлиника №4» с диагнозом:  ***.

Лечащим врачом ей был назначен лекарственный препарат А***, выписаны  рецепты на его бесплатное получение: от  18.01.2019 731928 №1979, от 27.02.2019 731928 №10196, от  26.03.2019 731928 №16916,  от 24.04.2019 731928 №24025,  от 20.05.2019 731928 №29086, от 18.06.2019 731928 №36092.

Однако указанными лекарственными препаратами Салмина Т.А. не была  обеспечена, в связи с чем прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Салминой Т.А., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

В развитие указанных положений п.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011     № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, согласно статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно приложению №1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №2738-р об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, указанный в исковом заявлении лекарственный препарат отнесен к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам для медицинского применения за 2019 год.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.

Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, установлено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п.1.1). На  Министерство возложена обязанность по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (пп.2 п.2.1).

Согласно пп. 20 п.2.1 указанного Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Следовательно, Министерство здравоохранения Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу.

Поскольку Салмина Т.А. своевременно не была обеспечена лекарственным препаратом, назначенным ей лечащим врачом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об удовлетворении заявленных прокурором требований.

Довод Министерства об отсутствии возможности выдать спорный лекарственный препарат по причине истечения срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, несостоятелен, поскольку Салмина Т.А., в связи с имеющимся у неё заболеванием, нуждается в постоянном приёме лекарственного препарата.

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основанием для отмены решения не являются.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ч.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: