Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 31.12.2019 под номером 85485, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                 Дело № 33-5185/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3683/19 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Засвияжского района города Ульяновска, действующего в интересах Фадеева  Юрия Васильевича  -  удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения  Ульяновской области   обеспечить      Фадеева Юрия Васильевича бесплатно лекарственным препаратами:        ***  по рецепту от 13.02.2019, по рецепту от 04.04.2019,  ***  по рецепту от 13.02.2019, по рецепту от 26.02.2019.

Взыскать с Министерства  здравоохранения Ульяновской  области в пользу  Фадеева Юрия Васильевича расходы по приобретению лекарственных препаратов 10 760 руб. 30 коп.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения прокурора                  Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Засвияжского  района г.Ульяновска, действуя в интересах            Фадеева Ю.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении лекарственными препаратами. В обоснование требований указал, что Фадеев Ю.В. является инвалидом *** группы,   состоит на учете в   ГУЗ «Городская  поликлиника №4» с диагнозом: ***, по медицинским показаниям ему были выписаны льготные рецепты, назначен ряд лекарственных препаратов, которыми он не был обеспечен своевременно, в связи с чем был вынужден приобрести некоторые из них за собственные средства. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить   Фадеева  Ю.В. лекарственными  препаратами  *** по рецептам  от 13.02.2019, 04.04.2019, от 18.06.2019, на *** по рецептам  от 13.02.2019, от 26.02.2019,  и взыскать с ответчика в его пользу расходы по приобретению лекарств в сумме  10 760 руб. 30 коп.

 

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены АО «УльяновскФармация»,  ГУЗ «Городская поликлиника №4», Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» осуществляется лечащим врачом с учетом развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний. Прокуратура и суд не могут решать вместо лечащего врача, на какое медицинское изделие должен быть выписан льготный рецепт. Отмечает, что Фадеев Ю.В. не был обеспечен лекарственными препаратами *** по рецептам от 13.02.2019 и от 04.04.2019, *** по рецептам  от 13.02.2019, от 26.02.2019 по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило условий контракта.  Кроме того, выписанные врачом рецепты имеют определенный срок действия, по истечению которого Министерство не может выдавать лекарственные препараты. Отмечает, что лекарственные препараты имеют срок годности и не подлежат запасам впрок.  Медицинские показания истца могут изменяться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами. Увеличить дозировку, количество и выписывать лекарственные препараты впрок Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. Указывает на невозможность обеспечения истца лекарственными препаратами по причине завершения 2018 финансового года.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Фадеев Ю.В. является инвалидом *** группы,   состоит на учете в   ГУЗ «Городская  поликлиника №4» с диагнозом: ***.

Лечащим врачом ему были выписаны рецепты от 13.02.2019, 04.04.2019, от 18.06.2019 на лекарственный препарат  ***, от 13.02.2019, 26.02.2019 на ***.

Однако указанными лекарственными препаратами он не обеспечен, в связи с чем был вынужден приобрести их за собственные средства на общую сумму  10 760 руб. 30 коп. Кроме того,  не обеспеченными  остались  льготные рецепты  на *** от 13.02.2019 и 04.04.2019, от 18.06.2019, *** от 13.02.2019 и 26.02.2019, в связи с чем прокурор Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Фадеева Ю.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии  ч. 1 ст. 41  Конституции Российской Федерации (далее - Конституции РФ) каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

В развитие указанных положений п.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011     № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, согласно статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно приложению №1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 10.12.2018 №2738-р об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2019 год, указанный в исковом заявлении лекарственный препарат отнесен к жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам для медицинского применения за 2019 год.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации.

Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, установлено, что Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п.1.1). На  Министерство возложена обязанность по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (пп.2 п.2.1).

Согласно пп. 20 п.2.1 указанного Положения Министерство реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Следовательно, Министерство здравоохранения Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу.

Факт назначения спорных лекарственных препаратов Фадееву Ю.В. в установленном порядке, ответчик не оспаривает, в связи с чем судебная коллегия считает выводы суда о частичном удовлетворении исковых требований прокурора по обеспечению лекарственными препаратами обоснованными.

Довод Министерства об отсутствии возможности выдать спорный лекарственный препарат по причине истечения срока действия выписанных лечащим врачом рецептов, несостоятелен, поскольку Фадеев Ю.В., в связи с имеющимся у него заболеванием, нуждается в постоянном приёме данных лекарственных препаратов.

Довод о вине АО «УльяновскФармация» в не обеспечении истца лекарственными препаратами не подтвержден какими-либо доказательствами, в связи с чем основанием к отмене решения суда не является.

Иные доводы, приведённые Министерством в апелляционной жалобе, являлись предметом обсуждения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основанием для отмены решения не являются.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ч.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: