Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Обеспечение техническими средствами реабилитации
Документ от 17.12.2019, опубликован на сайте 09.01.2020 под номером 85484, 2-я гражданская, о возмещении расходов на приобретение ТСР, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                      Дело № 33-5184/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    17 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федорововй Л.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Голышевой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2657/19 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 июля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 1 октября 2019 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Бирюковой Елены Алексеевны удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Бирюковой Елены Алексеевны денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации в размере 185 864 руб. 23 коп.

В удовлетворении остальной части иска  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя ГУ УРО ФСС РФ – Стенькиной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца – Капкаевой Е.А., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бирюкова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ, Управление) о взыскании денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства технической реабилитации (далее – ТСР). В обоснование требований указала, что её несовершеннолетний сын Б*** В.С., *** года рождения, является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации (далее – ИПР) он нуждается в ТСР, а именно: ***. Данные ТСР подлежали выдаче, начиная  с 01.04.2017, однако уполномоченными органами этого сделано не было по причине их отсутствия. Поскольку ребенок не был обеспечен данными ТСР,  она приобрела их за собственный счет, затратив 214 500 руб., что подтверждается товарными чеками. ТСР были приобретены у ИП К*** которая в 2018 году работала без применения кассового аппарата, поэтому кассовые чеки ею не выдавались. 19.12.2018 она обратилась с заявлением о выплате денежной компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, однако ответчик в письме от 13.03.2019 сообщил об отказе в  возмещении расходов в связи с тем, что не представлены кассовые чеки на приобретенные ТСР. Просила взыскать с ответчика денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные ТСР в размере 214 500 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, были привлечены - Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, индивидуальный предприниматель К***

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске отказать. Указывает, что денежные средства в заявленном размере  не подлежат возмещению, поскольку документы, подтверждающие факт покупки ТСР, выданы ИП К***. без применения контрольно-кассового аппарата, а компенсация подобных расходов  возможна только при предъявлении кассовых чеков или бланков строгой отчётности. Считает недопустимым доказательством по делу фотографии приобретения ТСР истицей. Указывает на отсутствие в материалах дела гарантийных талонов на ТСР и отметок в паспортах ТСР об их продаже. Отмечает, что ИП К*** была привлечена ИФНС к административной ответственности за нарушение правил торговли (не использование контрольно-кассовой техники в торговой деятельности).

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетний Б*** В.С., *** года рождения,  является ребенком-инвалидом.

30.03.2017 ему оформлена ИПР инвалида №***.14.73/2017, где в разделе «Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые ребенку-инвалиду за счет средств федерального бюджета» определена нуждаемость, в том числе, в *** – 2 шт., *** – 1шт., *** – 2 шт., *** – 2шт., *** – 1шт. Срок проведения реабилитационных мероприятий указан с 01.04.2017 по 01.10.2029.

Ввиду отсутствия ТСР в наличии истица, как законный представитель несовершеннолетнего ребенка-инвалида, приобрела за собственный счет у ИП Кочетковой М.А. необходимые ребенку  ТСР.

19.12.2018 Бирюкова Е.А. обратилась в ОГКУСО «ЦСА для лиц БОМЖ» с заявлением о выплате компенсации расходов за самостоятельно приобретенные ТСР.

13.03.2019 ответчик ГУ УРО ФСС направило истице отказ в выплате по причине не представления кассовых чеков на приобретенные товары.

Не согласившись с отказом, Бирюкова Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований Бирюковой Е.А., не установлено.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, *** относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31.02.2011 № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 57н установлено, что  компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).

Суд установил, что ТСР законным представителем ребенка-инвалида были приобретены в 2018 году, тогда же в 2018 году она обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в уполномоченный орган - Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске, который имел исполненные государственные контракты на закупку ТСР. С 01.01.2019 полномочия по обеспечению инвалидов ТСР переданы в УРО ФСС, в связи с чем  суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика стоимость самостоятельно приобретенных истицей ТСР, определив их стоимость по результатам последней по времени осуществления закупки.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что расходы законного представителя за самостоятельно приобретенные ТСР не подтверждены надлежащими документами, а именно кассовым чеком, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Из приведенных выше положений закона следует, что расходы на приобретение ТСР должны быть подтверждены инвалидом документально, и в рассматриваемом случае таким документом является товарный чек. Отсутствие кассового чека не может быть поставлено в вину стороне истца, и являться поводом для отказа в выплате спорной компенсации.

Факт нуждаемости ребенка-инвалида в приобретенных законным представителем ТСР и их приобретение ответчиком не оспаривается.

С учетом указанных обстоятельств остальные доводы жалобы не опровергают правильность принятого судом решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 июля 2019 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 1 октября 2019 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: