Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР
Документ от 10.12.2019, опубликован на сайте 30.12.2019 под номером 85448, 2-я гражданская, о признании права на выплату компенсации за приобретенные средства технической реабилитации, взыскании денежных средств в размере 18695 руб., компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лукьянова О.В.                                                                        Дело № 33-5022/2019

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    10 декабря 2019 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Расторгуевой Л.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-1111/2019 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 30 августа 2019 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Калинкина Николая Васильевича к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Отделению по Базарносызганскому району областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, Фонду социального страхования Российской Федерации, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновкой области, областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о признании права на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать за Калинкиным Николаем Васильевичем право на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации: с*** а*** ц*** з*** с*** м*** и в*** к н***.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Калинкина Николая Васильевича компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации: с*** а*** ц*** з*** с*** м*** в размере 17 910 (Семнадцать тысяч девятьсот десять) рублей, и в*** к с*** а*** в размере 149 (Сто сорок девять) рублей.

В остальной части исковые требования Калинкина Н.В. оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Калинкин Н.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ) и Отделению по Базарносызганскому району областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации. В обоснование иска указал, что в связи с имеющимся у него заболеванием по слуху 1 июля 2017 года ему установлена т*** г*** и***. 26 октября 2018 года ему была выдана индивидуальная программа реабилитации и***, согласно которой он нуждается в протезировании и ортезировании бессрочно. Ему рекомендованы технические средства реабилитации (далее – ТСР): с*** з*** ц*** с в*** и с*** и*** – *** ш***.; с*** а*** ц*** з*** с*** м*** – *** ш***.; в*** у*** и*** и*** (д*** с*** а***) – *** ш***. Перед получением с*** а*** с*** м*** он посетил врача-сурдолога, где ему был рекомендован с*** а*** ц*** з*** м*** с в***, так как с*** а*** с*** м***, указанный в его программе реабилитации и***, не может обеспечить ему надлежащую слышимость, поскольку не будет достигнута эффективность коррекции. В связи с этим 19 ноября 2018 года он был вынужден приобрести указанный с*** а*** в ООО ЗСА «***» за свой счет. В декабре 2018 года он обратился с заявлением о возмещении расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (с*** а***), в областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» (ОГКУ СО «ЦОГ ТСР и СКЛ и СА для лиц «Бомж») через областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области - отделение по Базарносызганскому району, к которому приложил все необходимые документы. В конце марта 2019 года ему был дан ответ, которым в возмещении расходов по представленным документам на сумму 18 695 рублей ему отказано в связи с тем, что документы, выданные в ООО ЗСА «***», не подлежат оплате, поскольку выданы с нарушением Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Данный отказ в возмещении расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и*** является незаконным и необоснованным. Просил признать за ним право на выплату компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и*** (с*** а*** ц*** з*** м***, в***) и взыскать с ГУ – УРО ФСС РФ стоимость самостоятельно приобретенного технического средства реабилитации (с*** а*** ц*** з*** м***, в***) в размере 18 695 рублей, также просил взыскать в счет компенсации морального вреда 2000 рублей.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Фонд социального страхования Российской Федерации, областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновкой области и областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» (ранее - областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, считает его незаконным, просит его отменить, принять по делу новое судебное решение. В обоснование жалобы указывает, что в силу действующего законодательства при отсутствии кассового чека товарный чек не может являться надлежащим доказательством, подтверждающим факт расчета между пользователем ОП «Аудиале» и покупателем – истцом. Ссылаясь на п. 4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н, настаивает на том, что в рассматриваемом случае стоимость ТСР для выплаты компенсации должна определяться по результатам последней по времени осуществления закупки ТСР, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», проведенной уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Приволжского федерального округа, а именно по государственному контракту ГУ РО ФСС по Республике Мордовия от 20 августа 2018 года № 193. В таком случае размер компенсации составит 8085 руб.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, К*** Н.В., *** года рождения, является и*** т*** г*** бессрочно с 7 июля 2017 года.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, выданной Калинкину Н.В. Бюро № *** – Филиалом федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» 26 октября 2018 года, истцу рекомендованы с 26 октября 2018 года бессрочно технические средства реабилитации и услуги по реабилитации, предоставляемые и*** за счет средств федерального бюджета, а именно: с*** з*** ц*** с в*** и с*** и*** (*** ш***.); с*** а*** ц*** з*** с*** м*** (*** ш***.); в*** у*** и*** и*** (д*** с*** а***) (*** шт.).

19 ноября 2018 года Калинкиным Н.В. у ООО Завод с*** а*** «Р***» С*** а*** «А***» г. Ульяновск были приобретены: с*** а*** ц*** з*** с*** м*** *** ш***. по цене 18 500 рублей, э*** п*** *** ш***. - 420 рублей, в*** *** ш***. - 195 рублей, т*** *** ш***. - 490 рублей., всего на общую сумму 19 605 рублей, из которых стоимость с*** а*** и в*** к н*** – 18 695 рублей.

13 декабря 2018 года Калинкин Н.В. обратился в областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» с заявлением о возмещении расходов за самостоятельно приобретенные ТСР.

18 марта 2019 года ГУ-УРО ФСС РФ отказало Калинкину Н.В. в выплате компенсации, так как документы, подтверждающие приобретение ТСР, выданы ему ООО ЗСА «Ритм» с нарушением требований Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

На момент рассмотрения дела компенсация истцу за самостоятельно приобретенные ТСР не выплачена.

Калинкин Н.В., полагая свои права как и*** нарушенными, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, ***, относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Вопреки доводам апелляционной жалобы, решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации по ценам государственных контрактов, исполненных  Центром обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске к моменту подачи законным представителем заявления (по состоянию на декабрь 2018 года) является правильным.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что  компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченным органом закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

Компенсация и*** выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 Порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункт 7 Приказа №57н).

Поскольку ТСР истцом были приобретены в 2018 году, тогда же в 2018 году (13 декабря 2018 года) истец обратился с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации в уполномоченный орган - Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске, и данный орган имел исполненные государственные контракты на закупку ТСР, суд первой инстанции верно определил размер компенсации, подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца.

Доводы апелляционной жалобы о том, что расходы истца за самостоятельно приобретенные ТСР не подтверждены надлежащими документами, а именно кассовым чеком, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения.

Из приведенных выше положений закона следует, что расходы на приобретение ТСР должны быть подтверждены инвалидом документально, и в рассматриваемом случае таким документом является товарный чек.

Сам факт нуждаемости истца в приобретенных ТСР, а равно их приобретения ответчиком не оспаривается.

Отсутствие кассового чека не может быть поставлено в вину стороне истца, и являться поводом для отказа в выплате спорной компенсации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 30 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи